Домой  Личности

Ясир Арафат (24 августа 1929, Каир - 11 ноября 2004, Париж)

Ясир Арафат палестинский государственный деятель, глава администрации палестинской автономии с 1994, председатель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП, с 1969).

Для одних он - "миротворец", для других - "террорист". Даже среди палестинцев о нем нет единого мнения: кто-то считает его "вождём", кто-то "предателем".

Больше того, председателю Исполкома Организации освобождения Палестины, руководителю одной из составляющих ООП - организации ФАТХ, главнокомандующему палестинскими вооруженными силами, главе Палестинской национальной администрации, президенту Государства Палестина Ясиру Арафату уже не однажды предсказывали политический крах. Но всякий раз он выходил из, казалось бы, самых безвыходных ситуаций. Да еще приумножал свой авторитет.

Его полное и известное только специалистам имя - Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат. Сделано это было с определенной целью: он не хотел, чтобы его как-то связывали с командующим палестинскими силами Абдель Кадером аль-Хусейни, на которого возложили ответственность за поражение арабов в первой войне против израильтян. Дело в том, что Арафат после окончания лицея работал личным секретарем Абделя аль-Хусейни.

Следует подчеркнуть, что биография лидера ООП так же противоречива и спорна, как и его политические взгляды. До конца неизвестна даже точная дата и место его рождения.

Если верить официальным документам, то Арафат родился 24 августа 1929 в Каире в богатой мусульманской семье. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет 4 августа того же года в Иерусалиме.

Сподвижники объясняют такое несоответствие по-разному. Одни говорят, что Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее "сродниться" с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. Другие высказывали более прозаическую причину: родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

Многие факты указывают на то, что Арафат родился все же не в Иерусалиме, как он заявил журналу "Плейбой", и не в Газе, Акко или Цфате, как он говорил в других интервью, а в Каире. Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 переселились в Египет. Когда Арафату (шестому по счету ребенку в семье) исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду.

Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд.

Шесть лет спустя отец, женившись вторично, а потом и в третий раз, вызвал братьев к себе в Каир. Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котёл, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Когда пришло время, Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но государственный департамент США отказал ему в визе.

К тому времени он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет. В 1948, когда началась первая арабо-израильская война, он оставил занятия и отправился сражаться против израильтян.

После жестокого поражения в той войне он ненадолго перебирается в сектор Газа, который оказался в руках Египта. В 1950 возвращается в Каир, чтобы продолжить учёбу на инженерном факультете. Здесь встречает своих будущих соратников по борьбе, вместе с ними участвует в операциях против англичан.

По свидетельству однокашников, Арафат очень болезненно воспринял поражение арабов в войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают "братья арабы".

В 1952 Арафат, создает Союз палестинских студентов в Египте и избирается его председателем. Судя по тому, что его учеба продолжалась восемь лет (вместо трех), можно с уверенностью сказать, что на первом плане были дела союза. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. Со временем он даже получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

Год спустя после окончания университета он уезжает в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там вместе с партнёрами создает три строительные фирмы, которые приносят хорошие доходы.

Кстати сказать, он никогда не брал и до сих пор не берёт денег из кассы ООП.

Одновременно со строительным бизнесом Арафат активно налаживает политические связи. Тогда же и сложилось ядро той, поначалу небольшой организации, с которой будет связана его карьера и жизнь. Речь идет о "Движении палестинского освобождения", которое он возглавил в 1959.

Любопытная деталь. Аббревиатура этого названия оказалась похожей на арабское слово "гибель". Как быть? Арафат решил эту проблему: он предложил поменять местами буквы. Получилось известное - ФАТХ, что в переводе с арабского означает "открытие, завоевание, победа".

Тогда же он взял себе подпольный псевдоним - Абу Аммар. Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы "сбросить евреев в море" и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Её главный принцип - "освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев".

Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только "вооружённой партизанской борьбой против Израиля". Рост популярности ФАТХа, влияние на палестинские массы не могли не насторожить некоторых арабских лидеров. Желая постоянно держать палестинцев на "коротком поводке", главы арабских режимов, собравшиеся в 1964 на встречу в верхах в Каире, создали Организацию освобождения Палестины.

Арафат расценил этот шаг как попытку подмять под себя палестинцев. Чтобы сохранить ФАТХ как боевую независимую организацию, следовало дать решительный ответ, заявить о себе делами, причём ни у кого не спрашивая разрешения. Проведённая бойцами ФАТХа 1 января 1965 первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

Поражение арабов в "шестидневной войне" в июне 1967 лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента "фатховцы" активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

21 мая 1968 Арафат принимает участие в сражении под местечком Караме (Иордания), где небольшой отряд палестинцев успешно противостоял регулярной израильской армии. В ожесточённом бою были убиты 29 израильтян, уничтожены 4 танка и 4 бронетранспортёра.

Победа в этом бою ещё больше укрепила авторитет главы ФАТХа. Название его движения уже не сходит со страниц мировой прессы. В феврале 1969 национальный совет Палестины (парламент в изгнании) избирает Арафата председателем Исполкома ООП. А ещё через год он становится главнокомандующим силами палестинской революции. Теперь его принимают на высшем уровне все арабские страны.

Но, пожалуй, переломным годом для ООП и, естественно, Арафата стал 1974. Тогда была принята новая политическая программа, которая призывала бороться за создание палестинского государства "не вместо, а наряду с Израилем", то есть на оккупированной территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН и предложил Израилю оливковую ветвь мира. После этого ООП признали более ста государств, а её лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене.

Но впереди Арафата ожидали серьёзные испытания. Самое суровое - вторжение Израиля в июне 1982 в Ливан, где размещалась штаб-квартира ООП.

Лидер ООП ни на минуту не терял присутствия духа, уверенности. Он не дрогнул, умело руководил палестинцами. И уходил из Бейрута со своими бойцами организованно, с оружием в руках и национальными флагами. Решение Арафата покинуть окружённый израильтянами город было единственно верным - он сохранил людей для будущей борьбы.

Не были для него безоблачными и годы в послебейрутский период, хотя в апреле 1987 Арафат переизбирается председателем Исполкома ООП. Через два года - президентом Государства Палестина, провозглашённого в ночь на 15 ноября 1988. И, наконец, 4 мая 1994 он подписывает в Каире соглашение с Израилем о введении автономии на части оккупированных территорий - в секторе Газа и в районе Иерихона, что приоткрыло плотно закрытую дверь к миру на Ближнем Востоке.

Что же помогает палестинцу №1 сохранять своё лидерство? Ответ, пожалуй, заключается в качествах, делающих его не только личностью, но и вождем. Если о многих политических деятелях можно сказать, что они "преданы национальной идее", то у Арафата эта преданность супергипертрофирована. Она выражается не только в том, что он посвятил ей всю свою жизнь, но и в его удивительной осведомлённости, в глубоком понимании того, что происходит на Ближнем Востоке. Чтобы постоянно быть в курсе событий, он создал специальные группы, которые 24 часа в сутки снабжают его информацией о положении дел на местах.

Во всех своих контактах Абу Аммар старается создать атмосферу сердечности и доверия. При этом всякий раз выясняется, что он знает если не отца, то деда или соседа своего собеседника. Среди палестинцев эта система надежно работает.

Он прямой и обаятельный человек, полный очарования, наполовину - рассчитанного, наполовину - естественного.

Следует особо подчеркнуть аскетический образ жизни, который ведет лидер ООП. В то время как большинство его сподвижников обзаводились семьями, он оставался холостяком.

 "Моя жена - палестинская революция..." - любил повторять он журналистам. Однако в 1992 в 63-летнем возрасте Арафат "изменил" своей единственной любви - палестинской революции и женился на 28-летней красавице Сухе Тауиль, своей советнице по экономическим вопросам. Ради любви православная христианка Суха даже приняла исламскую веру и перешагнула через 35 лет разницы в возрасте.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что поженились они ещё в ноябре 1989, но хранили этот факт в тайне, пока он не стал достоянием вездесущих журналистов. О свадьбе Арафата и Сухи знали лишь ближайшие соратники, но предпочитали не распространяться о личной жизни своего лидера.

Те же журналисты "раскопали" данные, свидетельствующие о том, что Суха - это вторая жена Арафата. Его первая супруга - Наджла Ясин, о существовании которой мало кто знал даже среди палестинцев и с которой лидер ООП так и не зарегистрировал официально свои отношения. Наджла, известна больше под псевдонимом Умм-Наср.

В интервью израильской газете "Гаарец" она поведала, что познакомилась с Абу Аммаром еще в 1966 и знала его по совместной деятельности в ФАТХ. "Мы были долгие годы неразлучны, - рассказала Наджла. - Я была единственной, кто по-настоящему понимал его. Знала, что раздражает и веселит его, что заботит и радует. Я понимала его до конца..."

По словам бывшей жены Арафата, с 1972 по 1985 она являлась его личным секретарём. До этого канцелярии как таковой у лидера ООП не было. "Абу Аммар доверял мне все свои тайны, - утверждает Наджла. - Я знала всё и обо всём до мельчайших подробностей и помогала мужу, чем могла".

В 1985 Наджла и Арафат расстались. Рассказывают, что это произошло так. Советники пришли к нему в кабинет и заявили, что жена мешает ему руководить палестинской национально-освободительной борьбой. Абу Аммар, не колеблясь, выбросил "княжну" за борт челна своей жизни.

К браку Арафата его бывшая супруга относится сдержанно. "Это его личное дело, - считает она. - Но я думаю, что он не забыл меня".

В 1995 лидер ООП стал отцом. Кроме того, в семье воспитываются ещё 12 палестинских ребятишек, усыновленных Арафатом ещё до женитьбы.

Соратники Абу Аммара подтверждают, что даже после женитьбы у него не было собственного дома, имущества, хотя он контролирует финансы ФАТХ и ООП. Его одежда - это два-три комплекта полувоенной формы и неизменная клетчатая "куфия". Все получаемые им подарки он, не вскрывая, отдавал своим сотрудникам.

Еда его также не интересовала. На работе ел то, что готовили его помощники. Куриный бульон, рис, сэндвичи, овощи, а на десерт - халва и чай. Причём он любил приглашать на эти трапезы тех, кто в тот момент находился в приёмной. Он не курил, не употреблял спиртного.

Такой образ жизни - это своего рода ключ к власти над людьми. Арафат умело пользуется тем, что его сподвижники не хотят отказываться от жизненных благ и удовольствий. Не исключено, что он даже поощряет или делает вид, что не замечает "шалостей" своего окружения.

Арафат не занимался спортом, если не считать нескольких упражнений по утрам. Не читал книг, не слушал музыки, не посещал театры или музеи. Лишь в поездках, находясь в своём самолете, смотрел мультфильмы. Его любимой мультяшкой был "Том и Джери", поскольку мышь всегда оказывается победительницей.

Абу Аммар был мастером символики. Не будучи особенно похож на солдата, он выбрал для своего повседневного костюма материал военного цвета "хаки" и постоянно носил на поясе кобуру. Клетчатый платок-куфия выделяет его в толпе, что, может быть, опасно для человека, живущего в столь сложных условиях, но ценно, когда речь идёт об утверждении имиджа. Головной убор не имел особого значения, пока Арафат не начал носить его так, как носили в подмандатной Палестине. Вскоре этот головной убор стал эмблемой палестинской принадлежности.

Многие арабские лидеры (в их числе король Иордании Хусейн и президент Сирии Хафез Асад) не раз обвиняли Арафата в обмане и предательстве, предупреждали, что на него "нельзя полагаться". Подобные обвинения против лидера ООП звучали и в Израиле.

Дело в том, что он сделал ряд заявлений, противоречивших подписанному в Каире израильско-палестинскому соглашению. Выступая перед мусульманами в мечети Йоханнесбурга, он призвал к "джихаду" ("священной войне") за освобождение Иерусалима. При этом заверил слушателей, что соглашение, которое он заключил с Израилем, подобно договору пророка Мухаммеда с племенем курейшитов. И дал понять, что если пророк два года спустя нарушил договор, то и он, Арафат, способен пойти на такой же шаг.

Трудно сказать, с какой целью лидер ООП сделал эти заявления и тем самым взбудоражил израильскую общественность. Допускаю, что он, пойдя на слишком большие уступки Израилю, хотел таким образом ублажить мусульман и успокоить палестинцев. Поэтому его слова можно считать тактическим ходом. Впрочем, не эти ли ходы помогают ему сохранять лидерство?

За все эти годы убить Абу Аммара пытались чаще, чем любого другого политического деятеля. Причем в первую очередь израильские спецслужбы. Так, например, когда в 1982  палестинцы покидали Бейрут, израильские снайперы держали в перекрестье прицела знаменитую клетчатую "куфию". Но были вынуждены повиноваться приказу "Арафата не трогать!"

Позднее, в 1985, они могли похоронить его под руинами во время налёта израильской авиации на Тунис, в результате которого погибли 73 человека. Но лидер ООП в тот злополучный день не работал, как обычно, допоздна.

В последние годы убить Арафата намерены были уже палестинские экстремисты, которые рассчитывали вместе с ним похоронить и мирный процесс. Вот почему он не ночевал в одном месте два раза подряд, постоянно менял маршруты передвижения.

Бытует мнение, что у Арафата был ангел-хранитель. Достаточно вспомнить, в каких перипетиях он оказывался за тридцать с лишним лет военно-политической карьеры. Его не сломил "черный сентябрь" 70-го, когда в ходе конфликта с Иорданией палестинцы были вытеснены из этой страны. Он уберёг ООП от развала и после поражения в Ливане, где до 1982 действовала мощная инфрастуктура организации. Пережил он в 1992 и авиакатастрофу в ливийской пустыне Сахара, где в ожидании помощи провел 13 часов, помогая товарищам согреться и отгоняя диких животных.

Кстати сказать, тогда жизнь Арафату и его команде спас... израильский радиолюбитель. Он поймал посылаемые экипажем сигналы бедствия и позвонил советнику лидера ООП. Тот в свою очередь связался с властями Ливии, которые и знать не знали об авиакатастрофе.

Позже Арафат расскажет: "В ожидании помощи у меня было два видения. Первое - мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив, и буду молиться в Иерусалиме".

Не исключено, что именно тогда Арафат осознал, что единственный путь для осуществления этой мечты состоит в том, чтобы решиться на мир с Израилем. Как бы то ни было, но 13 сентября 1993 в Вашингтоне на лужайке Белого дома после подписания соглашения он обменялся рукопожатием с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. А в следующем году вместе с ним и тогдашним министром иностранных дел Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира.

Тем не менее, когда Арафат прибыл в палестинскую автономию, он с первых шагов столкнулся со многими проблемами. Местные лидеры Газы и Иерихона откровенно ненавидели его и не желали с ним сотрудничать. Они настаивали на том, чтобы установить в ООП и в автономии демократическое правление и коллективное руководство. Иными словами, они потребовали отстранения лидера ООП от власти. Добиться этого, однако, не удалось. Более того, Арафат к уже имевшимся постам добавил еще один - председателя Совета палестинской автономии.

И все-таки Абу Аммаром были тогда недовольны многие. Жители автономии, испытывавшие нужду. Экстремистская организация ХАМАС и движение "Исламский джихад", сторонников которого по его приказу бросили в тюрьмы (они спровоцировали кровавые столкновения с палестинской полицией). И, наконец, израильтяне, которые считали, что его действия в борьбе с террором малоэффективны.

Поэтому первое время Арафату пришлось вести борьбу не столько за укрепление своей власти в автономии, сколько за выживание. Хотя Израиль старался не вмешиваться, чтобы не дать повод обвинить лидера ООП в том, что он действует под диктовку "сионистского врага", его положение было двойственным. Ему хотелось покончить с террором или хотя бы держать его под контролем. Сделать этого он, однако, не мог. Прежде всего потому, что 30% жителей автономии поддерживали в то время "Исламский джихад" и ХАМАС. Бить по ним - означало провоцировать гражданскую войну.

Абу Аммар весь в делах... Иногда кажется, что у него вообще нет личной жизни. За его внешним спокойствием и оптимизмом порой не всегда можно уловить те проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться палестинской администрации. Ведь переход от многолетней вооруженной борьбы к мирному строительству своей национальной государственности осложняется не только тяжелым наследием израильской оккупации, преодолением сопротивления оппозиции, но и тем, что большая часть палестинских земель все еще находится под контролем Израиля.

Как бы то ни было, но Арафат может заслуженно гордиться тем, что предложенный им израильтянам еще в 1988 "мир смелых" всё же воплотился в реальность. А палестинская национальная автономия, хотя и ограничена пределами сектора Газа и районом города Иерихона (Западный берег реки Иордан), является прообразом будущего независимого Государства Палестина.

Арафат перехитрил всех – и на смертном одре он остался тем, кем был при жизни: возмутителем спокойствия, непредсказуемым политиком и коварным переговорщиком. Его завещание быть похороненным на Священной горе, его наследство, его воля в отношении преемника – хотя бы одного из этих неразрешенных вопросов достаточно, чтобы бурлящий Ближний Восток остался таковым еще на долгое время. Арафат низвел действия своего окружения – потенциальных политических сменщиков, алчной супруги, охочих до власти радикалов – до уровня мышиной возни, навсегда оттенив масштаб своей личности от теней, отбрасываемых желающими с ней потягаться. Даже сегодня в Палестине и в Израиле есть люди, которые верят: «раис», возможно, всего лишь затеял игру, провоцируя свое окружение раскрыть карты, а затем с торжеством, достойным мудрецов Востока, посрамит всех этих пигмеев своим триумфальным возвращением к кормилу власти. И даже возможное объявление о смерти Арафата – в канун важного мусульманского праздника – станет свидетельством того, что и после ухода из жизни лидер Палестины все так же виртуозно манипулирует своим народом.

В жизни у Ясира Арафата было столько же побед, сколько и поражений. Он оставляет после себя эфемерное государство, но хорошо узнаваемое в мире имя народа, который он возглавлял долгое время. Он почти добился закрепления за частью Иерусалима статуса палестинской территории, но умирает на чужой земле, задолго до того отлучённый от Святого города. Он был пионером террора, но даже противники не стали бы сравнивать его с бен Ладеном: для поколения Арафата возможность подольше присутствовать в телеэфире была важнее числа погибших от их рук людей. Арафат как никто другой на Ближнем Востоке был близок к заключению Мира в том самом широком, эсхатологическом смысле этого слова, которое мы привыкли в него вкладывать. Однако он уходит с репутацией человека, не пожелавшего повернуться к войне спиной.

Источники:

  1. Константин Капитонов  Ясир Арафат // www.peoples.ru

  2. Крайчек Александр. Арафат перехитрил всех // www.ytro.ru

Последнее обновление страницы 23.11.04 11:15:44

Домой Личности

Hosted by uCoz