Иоанн Павел II - восшествие на папский престол

Домой  Личности Назад к Иоанну Павлу II

Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла) (18 мая 1920, Вадовице, Бельское воеводство, Южная Польша - ...)

Восшествие на папский престол

Чем  руководствуются кардиналы, когда, запершись в Сикстинской капелле, делают свой выбор? Скованные предписаниями, как никакие другие выборщики в мире, и связанные клятвой хранить молчание, как разведчики, они тем не менее никому не подотчётны и абсолютно свободны избрать того, кому принесут клятву в беспрекословном повиновении. Решая, кому достанется духовная власть над миллиардом верующих во всем мире, кардиналы прежде всего отвечают на вопрос политический: кому под силу поддержать авторитет церкви в наши дни - традиционалисту или реформатору, дипломату, как ватиканские министры, или духовнику, каковыми являются архиепископы? Следует ли снова избрать европейца, или на этот раз к восторгу третьего мира, где католиков уже давно гораздо больше, чем в Старом Свете, папой должен стать чернокожий?..

Предугадать, что будет происходить на следующем конклаве, помогает одно удивительное обстоятельство. Несмотря на все тайны и клятвы, сегодня мы почти точно знаем, как происходили предыдущие выборы папы в октябре 1978. Участники прошлого конклава, вероятно, не смогли противостоять стремлению журналистов добыть информацию. Теперь у нас есть возможность ознакомиться с поучительной пьесой о честной борьбе, низменных интригах и стремлении к власти. Скоро похожая пьеса вновь появится в репертуаре. Выборы папы Римского - это, как говорят итальянцы, "un giallo", детектив.

Четверг, 28 сентября 1978: на тридцать третий день после своего избрания Иоанн Павел I, папа веселый, жизнерадостный и быстро завоевавший популярность среди верующих и неверующих, найден в постели мертвым. Мир ошеломлён, из Ватикана поступают маловразумительные сообщения, поговаривают об отравлении; в последний раз подобные слухи возникали после смерти Пия XI в 1939. За всю историю лишь девять пап умерли насильственной смертью - были отравлены, задушены, заколоты, замучены до смерти. Последний такой случай произошел в далёком 1048.

Между пятнадцатым и двадцатым днём после смерти папы коллегия кардиналов обязана собраться на конклав. Кардиналы съезжаются со всего мира, но все они знакомы друг другом - всего семь недель назад хоронил Павла VI. В каждой беседе люди в красных сутанах так или иначе затрагивают тему выборов - зондируют почву, начинают плести интриги; ведь обсуждение запрещено, только пока папа жив. Особенно активен Джузепп Сири, 72-летний архиепископ Генуэзский прозванный "железным". Представитель лагеря консерваторов, он старается обеспечить себе поддержку всех традиционалистов - и не только их. Ему симпатизирует римская пресса. Только что умершего папу он называет разве что не дурачком, ведёт себя весьма надменно, хотя, как известно, шансы кандидата повышает как раз смиренность.

Тем временем во Французской семинарии проходит встреча 15 кардиналов, в большинстве своём из-за океана, - они объединяются против Сири. Не лучше ли обратиться к кандидатуре Джованни Бенелли, образованное и обходительного архиепископа Флорентийского, который к тому же слывет либералом?

Со стороны Кароля Войтылы, архиепископа Краковского, никакой угрозы нет. Хотя oн уже давно хорошо известен в Ватикане: молодой архиепископ несколько раз выступал на Втором Ватиканском соборе в 1965 году, а на предыдущем конклаве, в августе, за него даже было подано несколько голосов. Некоторые прогрессивно настроенные кардиналы и личный секретарь Бенелли наносят ему визит. И вскоре поляк уже имеет тайную поддержку среди многих участников предстоящего конклава, а также епископов, прелатов секретарей - посредников и скрытых режиссёров, которые живут слухами из курии и сами нередко распускают их. Сам Войтыла исполнен многообещающего смирения, поговаривают даже, что в этой ситуации он чувствует себя немного неловко. Кардинал Крол американец польского происхождения, в свою очередь, несколько раз беседует с одним из наиболее влиятельных кардиналов Францем Кенигом, архиепископом Венским. Их мучают одни и те же вопросы. Разве скандалы в итальянской политической жизни не наносят ущерба Ватикану? Может быть, положение спасет избранник из Восточной Европы? Кароль Войтыла - образцовый, исполненный рвения духовник. И разве не было бы в высшей степени желательно - с духовной и политической точек зрения - укрепить польских католиков в их борьбе против атеистической диктатуры коммунистов?

Суббота, 14 октября 1978: кардиналы переезжают в крохотные кельи рядом с Сикстинской капеллой или прямо под её крышей. Маленькие окна затемнены и заколочены, обитатели стонут от духоты, некоторые даже решаются взломать окно. Железная кровать, небольшой письменный стол, стул, таз с кувшином - больше в кельях нет ничего. На десять семидесятилетних стариков один туалет и ванная, которые, естественно, часто бывают заняты, а чтобы туда добраться, нужно пройти метров шестьдесят. Так задумано: в период выборов кардиналы должны испытывать неудобства, это ускорит принятие решения. (Иоанн Павел II все же счёл такие условия недостойными и по его распоряжению для участников следующего конклава построили монастырскую гостиницу Св. Марты.)

Воскресенье, 15 октября 1978: 111 выборщиков собираются в соборе Святого Петра, служат мессу и торжественной процессией направляются в Сикстинскую капеллу - огромный зал высотой в 21 метр, украшенный фресками кисти Боттичелли, Перуджино и других мастеров эпохи Возрождения. Прямо перед ними, на алтарной стене, - "Страшный суд" Микеланджело: низвергнутые грешники и возносящиеся ангелы занимают 180 квадратных метров стены. Выше, на своде, еще 39 фресок кисти Микеланджело.

Кардиналы творят совместную молитву, потом каждый в отдельности "обещает и клянется" навсегда сохранить в тайне все, что связано с предстоящими выборами, и не допустить вмешательства в них мирских авторитетов. И тут происходит то, чего произойти никак не могло. Каким-то образом в капеллу попадает напечатанное в "Гадзетта дель пошло" интервью. Притом, что капелла в этот период "полностью отрезана от мира", заблокирована снаружи и изнутри и проверена двумя специально приведенными к присяге инженерами на предмет выявления "жучков". И разве кардиналам строжайшим образом не запрещено "вносить на конклав и выносить оттуда газеты или журналы"?

Эта интрига, очевидно направленная против фаворита консерваторов кардинала Сири, достигла своей цели. Сири оправдывался: да, он дал интервью, но с условием, что его опубликуют после конклава, а к приписанным ему газетой высказываниям он не имеет отношения! Если верить газете, Сири критиковал не только Иоанна Павла I, но и Второй Ватиканский собор, высказавшийся в 1965 в защиту свободы совести и за укрепление диалога с представителями других конфессий. Себя самого Сири назвал "самым оболганным" человеком в мире. Опровергай, не опровергай - теперь уже все равно! Отныне Сири мог рассчитывать лишь на голоса ультраконсерваторов, а их было слишком мало. Но часть сторонников потерял в результате и Джованни Бенелли, которого многие сочли автором этой интриги.

После некоторого замешательства выборы все-таки начинаются. Сидя у аналоев, кардиналы заполняют избирательные бюллетени, следуя недвусмысленному правилу "по возможности изменять почерк". Каждый складывает свою записку "до ширины большого пальца" и несет ее "на виду у всех, в поднятой руке", к алтарю, где становится на колени (для многих это не так-то легко), произносит краткую молитву, потом, возвысив голос, клянется: "Призываю Господа Иисуса Христа в свидетели, что я выбрал того, кого полагаю избранником волею Божией". И опускает свою избирательную записку в урну.

Когда процедура завершена, наступает черед троих избранных по жребию кардиналов. Один встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, другой по одному вынимает их и пересчитывает. Если число не соответствует количеству кардиналов, записки немедленно сжигаются. Если все в порядке, первый кардинал разворачивает записку, негромко зачитывает написанное имя и передает второму, второй проделывает то же и протягивает ее третьему; тот уже громко оглашает имя и ставит штрих в списке, куда внесены все присутствующие участники конклава,- такие же списки лежат перед каждым из них на аналоях. Потом подсчитывается результат, его перепроверяют трое других избранных жеребьевкой кардиналов, и бюллетени сжигаются. Как сложно! В парламентах мира большинство в две трети голосов требуется лишь для изменения конституции или для преодоления президентского вето. Но ведь велика и власть того, кого изберут кардиналы.

Итак, нужно набрать 75 голосов из 111 - две трети плюс один голос (для предстоящих выборов нынешний папа отменил правило дополнительного голоса). Первый тур приносит кардиналу Сири разочарование: он рассчитывал на 50 голосов, а получает всего-навсего 30; его более либеральный конкурент Бенелли - примерно столько же, из остальных кандидатов (среди них и Войтыла) никто не набрал больше пяти голосов. Во втором и третьем турах Бенелли увеличивает число своих сторонников, Сири их теряет. Но и в четвертом туре, последнем в этот день, никто из кандидатов по-прежнему не приблизился к необходимым 75 голосам. Каждый кардинал становился на колени уже по 4 раза.

За ужином царит безрадостное настроение. Звучат намёки, что у итальянцев на этот раз нет никаких шансов. Кардинал Висенте Таранкон, председатель синода епископов Испании, высказывается более определенно: Господь использовал разногласия итальянцев злобу людскую, чтобы усложнить выбор папы. Раздаются голоса, что в наше время папа должен быть в большей степени пастырем, близким народу, чем интеллектуалом, к тому же иметь крепкое здоровье - хватит того, что Павел VI был слабым и болезненным, а Иоанн Павел I вообще умер неизвестно от чего в 65 лет!.. После ужина архиепископ Венский Франц Кениг начинает активно пропагандировать в кельях и коридорах преимущества папы с Востока, из Польши к примеру. Стефан Вышинский, 77-летний архиепископ Варшавский и примас Польский, просто ошарашен: "Забрать меня из Польши? - вопрошает он. - Ведь это же будет на руку коммунистам!". Дал ли тогда Кениг понять, что имел в виду вовсе не Вышинского?

На обитель почтенных старцев опускается ночь. Сколько еще ночей предстоит им провести здесь? Выходной полагается лишь после трех дней голосования - разумеется, выходной они проведут все в тех же кельях! Затем -еще семь избирательных туров, за ними -вновь отдых и молитва, и вновь семь туров. Только затем разрешается (при условии, что решение об этом будет принято единогласно) перейти к избранию папы простым большинством. (Сейчас Иоанн Павел II изменил эту процедуру. Решение о переходе к избранию папы простым большинством отныне также будет приниматься простым большинством. Но обращаться к этому вопросу кардиналам разрешено не через три дня плюс 14 туров, а через три дня и 21 тур голосований.)

Понедельник, 16 октября 1978. Перед пятым туром выборов поднимается кардинал Кениг и призывает прекратить блокаду кандидатов-неитальянцев; по его словам, в получаемых им письмах сами итальянцы умоляют его преподать урок их морально опустившейся стране. Таким неитальянцем, продолжает Кениг, мог бы стать архиепископ Краковский Кароль Войтыла. Да, в свои 58 лет он многим может показаться слишком юным; зато это был бы самый молодой папа с 1846. Кардинал Вышинский крайне удивлён и рекомендует коллегии, как обычно, остановить свой выбор на итальянце.

Пятый тур: Войтыла набирает 20 голосов. В шестом туре - ещё больше, хотя по-прежнему недостаточно, и толпящиеся на площади Святого Петра верующие и любопытные уже в шестой раз видят, как из трубы в угловом окне Сикстинской капеллы поднимается черный дым - черный, а не белый, который должен служить сигналом того, что папа избран.

Понедельник, после полудня, седьмой тур выборов: преимущество Войтылы всё очевиднее. Чем сильнее отрыв поляка от соперников, тем мрачнее его лицо. Некоторые кардиналы ободряюще улыбаются ему. А примас Вышинский шепчет: "Если тебя изберут, пожалуйста, не отказывайся!". Однако до двух третей он все еще не дотягивает - большинство из 25 итальянских кардиналов по-прежнему голосует против него. Но вот в перерыве перед восьмым туром, когда кардиналы пьют кофе, граппу или коньяк, общее настроение постепенно начинает улучшаться: по крайней мере, тенденция определилась. И кардинал Баджо, влиятельный префект синода епископов, первым из итальянцев произносит решающие слова: пусть это будет архиепископ Краковский! И в восьмом туре за Кароля Войтылу голосует большинство, хотя некоторые участники конклава до последнего отдавали свои голоса кардиналу Сири.

На вопрос, принимает ли он избрание, польский кардинал отвечает: "Волю Божию, вот что принимаю я". Кардиналы аплодируют. В соответствии с правилами ему задан и другой вопрос: "Какое имя хочешь ты носить?". С ответом на этот вопрос еще никто из кардиналов не медлил - значит, каждый готовился к нему загодя. Войтыла объявляет: "Иоанн Павел II". Понятно: так он выразил преклонение перед Иоанном Павлом I. Из трубы поднимается белый дым, на площади Святого Петра раздаются крики: "Папа избран!", хотя никто в толпе еще не знает его имени. Церемониймейстер ведет избранника в ризницу, где хранятся белые папские одеяния трех размеров. Войтыла, спортсмен ростом под метр восемьдесят, натягивает самое большое. Затем принимает поздравления от кардиналов (вопреки традиции, стоя), обнимает каждого, и дольше всех - примаса Польши. Все поют хорал "Тебя, Господа, хвалим".

И тот, кто ещё час назад был кардиналом, одним из многих, ныне - епископ Римский, примас Италии, патриарх Европы и наместник Иисуса на земле, наделенный "полной и высочайшей властью надо всей церковью", повелитель Ватикана и Римской курии, господин над более чем 3000 епископами и 164000 католическими священниками всего мира; духовный пастырь почти миллиарда католиков. Абсолютный монарх и, в соответствии с принятым в 1870 году догматом о "непогрешимости" в вопросах веры, единственный на планете человек, о ком записано, что в столь важных вещах он ошибаться не может.

Сегодня перипетии избрания Иоанна Павла II подтверждены документально. Откуда же стало известно всё, что сверх протокола? Ведь всем, кто находился тогда в Сикстинской капелле и даже в её служебных помещениях - кардиналам, техникам, поварам и слугам, - строжайшим образом запрещено распространяться о чём-либо, касающемся выборов. Все они приносили клятву, за нарушение которой грозит "суровое наказание" по усмотрению папы. И всё же в последние годы сразу несколько журналистов выпустили объёмистые тома, посвящённые обстоятельствам последнего конклава. Это эксперт по Ватикану Джанкарло Дзидзола, Тед Шульц из газеты "Нью-Йорк таймс", Карл Бернстайн из "Вашингтон пост", который в свое время поспособствовал позорной отставке президента Никсона, и ватиканский корреспондент газеты "Репубблика" Марко Полити. Все эти авторы выдержали паузу в 15-18 лет, что говорит об их нежелании гнаться за сенсациями и о фундаментальности их работ; с другой стороны - это достаточный срок для того, чтобы участники конклава перестали так ревностно соблюдать свой обет. Кто же будет "дергать за нитки" на сей раз, кому достанется трон Ватикана? Не все покрыто тайной, кое-каким слухам, гуляющим по Риму и миру, вполне можно верить. Можно и предположить, из чего будут исходить кардиналы в своем выборе. Некоторые соображения очевидны для каждого верующего католика, но есть и другие, тайные, ибо самый благочестивый человек - все равно только человек. И когда придет время каждому кардиналу сделать свой выбор, вот какие вопросы встанут перед ним в первую очередь.

Вопрос первый. Хочу ли я видеть на Святом престоле традиционалиста вроде Иоанна Павла II или же реформатора, либерала, который (разумеется, не сразу, а постепенно) разрешит браки священникам, откроет женщинам дорогу на поприще священнослужителя и до какой-то степени согласится на контроль за рождаемостью?

И если я с такими нововведениями согласен, то уверен ли я, что они помогут сохранить католическую церковь? Или же это заигрывание с "духом века сего" означает, по сути, что церковь уже не нужна? Разве упорство Иоанна Павла II и его нежелание идти на поводу у "духа современности" не вызывает, пусть часто недоброжелательных, но все более громких откликов во всем мире? Смелости ему не занимать, что доказала его проповедь на Сицилии, направленная против мафии. И консерватором его при этом тоже никак нельзя назвать - установил дипломатические отношения Ватикана с Израилем, стал первым папой, посетившим синагогу, молился за мир в Ассизи вместе с иудеями, мусульманами и буддистами, после трёх с половиной веков реабилитировал наконец Галилея.

Такого демократизма не приходится ожидать от кардинала Ратцингера из верхнебаварского Марктля. Как человек, способный повлиять на выбор папы, он многим внушает страх-префект конгрегации по вероучению с 1981 года, издатель девятитомного собрания католических догм, ближайший советник Иоанна Павла II. Именно его многие считают повинным в "стариковском упрямстве" папы. Нет ли на примете какой-нибудь объединяющей фигуры? Противоположные полюса ясны: это, с одной стороны, Карло Мария Мартини, архиепископ Милана, человек, открытый миру, много путешествующий, социально активный, и при том иезуит (их на папском престоле еще не было). А с другой - Джакомо Биффи, архиепископ Болоньи, популярный, но слишком консервативный: считает, что главная добродетель женщины - это ее девственность, а женщина-священнослужитель, по его мнению, то же самое, что "пицца и кола вместо хлеба и вина". Похоже, у него шансов не больше, чем было у Сири в 1978.

Вопрос второй. Выбирать ли итальянца - ведь долгое время папой был поляк? Но времена "итальянского засилья" на Святом престоле - 455 лет после голландца Адриана VI и вплоть до восшествия Иоанна Павла II - давно прошли, и в конклаве итальянцев сейчас меньшинство. Может, немец или американец? Вряд ли - кандидаты из великих держав только накалят атмосферу.

Давайте посчитаем. 43 кардинала из 153 в настоящее время избраны быть не могут, им по восемьдесят и больше лет (ограничение по возрасту введено папой Павлом VI в 1975). Остаются 110 человек, из которых по крайней мере 91 рукоположен в кардиналы самим Иоанном Павлом П. Так что папа определяет не только порядок выборов, но в немалой степени и состав избирателей. Не для того, чтобы переизбрать самого себя - фарс, который любят устраивать диктаторы во всем мире. Кардиналы-творения его рук, это обеспечивает преемственность, но на сам выбор папа влияния оказать уже не может, что говорит о гибкости системы. Иоанн Павел II открыл широкий доступ в церковь третьему миру. Хотя до сих пор 50 кардиналов из 110 - европейцы, притом, что в Европе живет едва ли четвертая часть всех католиков. В Латинской Америке - 20 кардиналов (между тем в этих странах живет 40 процентов всех, кто исповедует католицизм), и папа оттуда - не такая плохая идея: например, колумбийский кардинал курии Альфонсо Трухильо Лопес, ему всего 62 года, или Лукас Морейра Ньевес, архиепископ Сан-Сальвадора-да-Байи и председатель Бразильского синода епископов. Почти 13 процентов католиков живут в Африке (оттуда - 12 кардиналов) и в Азии (13 кардиналов). Наконец, есть 11 кардиналов в Северной Америке и четверо в Австралии.

В Африке паства растет намного быстрее, чем число священнослужителей. Кардинал Фрэнсис Аринзе из Нигерии несколько лет назад в беседе с "Нью-Йорк тайме" объяснил это тем, что распространенный в Африке анимизм - одушевление природы, вера в духов и демонов - очень близок к католицизму. Приверженцем анимизма сначала был и сам Аринзе, сын вождя племени. С 1985 он - кардинал курии и руководитель совета по укреплению диалога с другими религиями; возможно, Иоанн Павел II хотел бы видеть его своим преемником, и кое-кто в прогрессивных кругах делает на Аринзе ставку. По слухам, еще у двоих африканцев имеются кое-какие шансы - Бернардена Гантена из Бенина, префекта ватиканского синода епископов, и сенегальца Гиацинта Тьяндума, архиепископа Дакарского. Чернокожий на Святом престоле - это знак времени! Но, с другой стороны, что скажут братья-католики в Ирландии, в Бостоне, в Северной Рейн-Вестфалии?

Вопрос третий. Чтобы справляться с тяготами своей должности, папа должен быть крепким. И не слишком старым. Хотя моложе шестидесяти лет только Винко Пульич, архиепископ сараевский. Еще один папа из Восточной Европы? К тому же чем папа моложе, тем дольше он будет оставаться на престоле. Было ли благом для церкви двадцатилетнее правление Иоанна Павла II ?

Вопрос четвертый. Где искать папу? Может, среди 29 ватиканских кардиналов курии? Они хорошо знают мир, имеют дипломатический талант, но не принадлежат к тем, кто способен волновать сердца. Другой вариант - найти папу вне стен Ватикана, "практикующего" духовника, обращенного к людям, которого бы они любили, как отца? Но хватит ли у такого папы сил для того, чтобы взять верх над бюрократическим спрутом Ватикана?

Иоанн Павел I сломался именно в борьбе с бюрократией, а вовсе не был отравлен, как утверждал американский журналист Дэвид Ялопп в своей книге "Именем Бога", вышедшей в 1984 году. Папу, по его мнению, отравили кардиналы курии после того, как он обнаружил коррупцию в ватиканском управлении финансами и решился на радикальные перестановки. Ялопп указывал на явные противоречия в сообщениях о времени смерти и об обнаружении покойного. К тому же от вскрытия Ватикан отказался, и причина смерти так и не была точно установлена. Но у Иоанна Павла I и так было слабое сердце - зачем его гипотетическим врагам был нужен яд? Его, всего лишь за 33 дня папства, убили безнадежное единоборство с кардиналами курии и одиночество. "Здесь все плохо говорят обо всех, - сказал он, по свидетельству Джанкарло Зизола, незадолго до смерти. -Если бы Христос был жив, они бы оклеветали и Его". Иоанну Павлу I приписывают и такую фразу: "В Ватикане не найдешь двух вещей -порядочности и хорошей чашки кофе". (Павел VI был более сильным человеком, но и в его записях 1963 мы читаем: "Должен сказать, что я нахожусь в абсолютном одиночестве. Так было и раньше, но теперь оно стало всеобъемлющим и повергает меня в ужас. Ничто и никто мне не близок".)

Вопросов здесь ещё много. У кого из кардиналов есть шанс стать по-настоящему популярным, обладает ли он харизмой, наконец, нравится ли он мне чисто по-человечески? Хотя в 83 параграфе постановления о выборах папа и призывает "не руководствоваться симпатиями и антипатиями" и, разумеется, личными отношениями, мало какому человеку это под силу, даже если он кардинал.

Конклав собирается самое позднее на двадцатый день после смерти или ухода папы в отставку - в это время уложение не позволяет как-то изменять папские законы о выборах. Это исключительная компетенция будущего папы. Такой порядок контролирует каждый шаг кардиналов и в то же время защищает церковь от влияния сильных мира сего (что имело место вплоть до XX века). А заодно и от все чаще звучащих требований допустить к выборам епископов и даже католиков-мирян. На упреки в том, что собрание кардиналов не отражает мнения всех верующих и противоречит католической, то есть "всеобщей", "вселенской" сущности церкви, в Ватикане отвечают: кардиналы прибывают со всех континентов, а кроме того, католики всего мира во время конклава молятся: "Да будет избрание нового папы не делом, сокрытым от народа Божьего, но поистине делом всей церкви".

Порядок выборов и многие связанные с ним ограничения, конечно, никак не назовешь демократичными. Но в конечном счете именно благодаря своей авторитарности церковь всегда проявляла невероятную способность к выживанию. Она пережила и отделение православия в средние века, и англиканцев, и реформацию, и 38 антипап, и холодных и властных интриганов, которые попадали на Святой престол с помощью симонии. Так называется приобретение церковных должностей путем подкупа или обогащение от продажи приходов и целых епископств. Это название происходит от имени Симона, колдуна, который принял крещение и предложил деньги Петру и Павлу, если они сделают так, чтобы на него снизошел Святой Дух (Деяния апостолов, 8, 18-19). С 1075 симония каралась отлучением от церкви, а в 1432 Базельский собор провозгласил: "отныне папам запрещается требовать или получать деньги за церковные должности".
А было время, когда кардиналы приносили с собой на конклав столовое серебро и даже приводили своих банкиров, и новоизбранный папа одаривал своих людей приходами и епи-скопствами. Александр VI из клана Борджиа, развратник на Святом престоле, в 1492 году стал папой, "переиграв" короля Франции и Генуэзскую республику, предлагавших триста тысяч золотых дукатов за своих фаворитов. Борджиа привел четырех мулов, нагруженных серебром. Кардинал Джованни де Медичи, будущий папа Лев X, сказал тогда: "Мы все сейчас находимся в когтях самого дикого волка, которого когда-либо видел свет". Конечно, это было давно, и никто не утверждает, что нечто подобное может произойти сегодня. Но искушение покупать и продавать церковные должности, по всей вероятности, живо и по сей день, иначе зачем бы Иоанну Павлу II в своем апостольском постановлении предостерегать от этого преступления?

Отягощенная внутренними проблемами, католическая церковь должна была еще и бороться за первенство с мировыми державами. Вспомним бесконечные распри с германскими императорами Священной Римской империи, а потом с французами, которые в 1798 году ввели войска в Папскую область, объявили ее республикой и вывезли Пия VI во Францию, где тот и умер. Чтобы провести выборы нового папы, Франц II, последний император Священной Римской империи, предложил кардиналам убежище в бенедиктинском монастыре в Венеции, тогда еще принадлежавшей Австрии. Кардиналам пришлось, правда, прервать работу конклава и со смирением ожидать, пока официальный посланец императора кардинал Герцан не получит инструкций из Вены.

Герцан чересчур злоупотреблял "sententia exclusiva", правом вето, которое веками использовали Австрия, Франция и Испания. Вето можно было наложить только на одного кандидата, и то лишь пока он не набрал двух третей голосов. Герцан же накладывал вето от имени императора по несколько раз. После трех с половиной месяцев работы конклав сошелся на кандидатуре графа Кьярамонти, который вступил на папский престол под именем Пия VII. Венский двор был тем не менее опять недоволен и не позволил ему короноваться в венецианском соборе Сан-Марко. Последний раз светский монарх повлиял на выборы папы в 1903 году: австрийский император Франц-Иосиф воспользовался своим правом вето, заподозрив одного из кандидатов в таком позорном деле, как причастность к "демократам". Сегодня ни один государственный деятель не может вмешаться в дела церкви. Даже былые притеснения в коммунистических странах - всего лишь эпизод в двухтысячелетней истории католичества. "Сколько дивизий у папы?" - язвительно спрашивал Сталин. Но советская империя развалилась, а церковь живет.

Способствовал ли Иоанн Павел II закату коммунизма? Косвенно - наверняка, избрание его папой вдохновило поляков на борьбу. Журналисты Бернстайн и Полити утверждают, что во имя освобождения своих соотечественников Иоанн Павел II заключил с Рональдом Рейганом "святой альянс", предполагавший полный обмен информацией, вплоть до предоставления Ватикану фотоснимков, полученных со спутников-шпионов. В Фатимском послании в 1984 году Иоанн Павел II молил Матерь Божию о крушении коммунизма. Мировой политикой он и в самом деле занимался активно. Хотя духовные обязанности папы - ноша куда более тяжкая, чем можно было бы подумать. Он и учитель, и судья, и пастырь на своем высоком церковном посту, он и законодательная, и исполнительная, и судебная власть, и нет заместителей у наместника Христа на земле.

Восемнадцать часов длится рабочий день Иоанна Павла II, по крайней мере так было до сделанной ему в 1996 операции на кишечнике. Он встает в половине шестого, и лампа на его столе часто гаснет последней в апостольском дворце. Ежедневно он прорабатывает два чемодана с актами, не откладывает ни одной аудиенции и каждого из 3026 католических епископов хотя бы раз в пять лет вызывает для беседы. В 1995 году за 11 дней он проделал путь в 33 тысячи километров по Азии и отслужил мессу в Маниле перед четырьмя миллионами верующих,- вероятно, это было самое многочисленное собрание людей за всю историю. Вот так надо жить, если, как писал Иоанн Павел II, "бороться за души в этом мире". Никто не сможет упрекнуть папу в том, что золотые дукаты для него могли когда-нибудь стать искушением.

В апостольском постановлении о выборах есть одно место, которое не оставит равнодушным даже неверующих. Папа завещает своему преемнику не уклоняться от должности "из страха перед этим бременем, а со смирением покориться воле Божьей. Тот же Бог, Который возлагает на него это бремя, поддержит его Своей десницей, чтобы он смог это бремя нести; тот, Кто возлагает эту трудную задачу, окажет и поддержку, чтобы ее выполнить, и, поручая сан, придаст ему силы, чтобы бремя не сломило его". Возможно, он, польский папа, еще долго сможет его нести. 

Источники:

  1. Шнайдер Вольф. Битвы вокруг Святого престола // Гео, №2-1999

Последнее обновление страницы 12.10.04 09:48:56

Домой Личности Назад к Иоанну Павлу II

Hosted by uCoz