Домой  Личности   

Хатшепсут (? - 1468 до н.э.)

Голова Хатшепсут в официальном образе фараона Мааткара(древне-егип. «Первенствующая достоинствами [своими]»), египетская царица, правила около 1489-1468 до н. э. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмос-Нофретари; жена Тутмоса II.

Живя в браке с Тутмосом II, Хатшепсут вела себя как образцовая супруга и мать (а также мачеха, каковой она приходилась будущему фараону Тутмосу III).

А спустя год после смерти мужа, оставаясь по-женски кроткой и благочестиво преданной маат, царица доказывает зрителю-народу нечто абсурдное. И в абсурдном утверждении, что женщина по наущению богов на глазах превращается в мужчину, с точки зрения древнеегипетской эстетики и религии не было почти ничего невозможного. Жизнь перетекает в смерть. У всего на свете есть двойник, и не один. Почему бы одному полу не перетечь в другой? Жрецы покорно поддержали притязания царицы, присвоили ей тронное имя, а о правах Тутмоса III забыли (формально он все эти годы оставался соправителем). Впрочем, самой Хатшепсут трудно было сразу привыкнуть к радикальности Метаморфоз царицы: сначала появляется мужской платок, черты лица и грудь - сугубо женскиеЛицо становится "медальней", вторичные половые признаки исчезаютсобственного замысла. Поначалу она велит изображать себя хоть и в царском головном уборе, но и в женской одежде, под которой угадывается грудь. Далее от картинки к картинке официальное изображение трансформируется: платья сменяются коротким плиссированным фартуком, грудь скукоживается, черты лица - грубее, плечи - шире. И в конце-концов вырастает борода. 

"Метаморфоз" завершён. Но царю-царице этого оказалось мало: по-видимому, Хатшепсут желала сделать наследницей и соправительницей Тутмоса III свою дочь Неферура, которую наделила царскими атрибутами власти, титулами «госпожи Верхнего и Нижнего Египта» и «супруги Амона». Однако Неферура умерла в ранней молодости, еще при жизни Хатшепсут (ок. 1474 до н. э.).

Торс уже явно мужской, а главное - бородаМааткара во славе: и борода, и корона Верхнего и Нижнего Египта, и священные "нильские сосуды"(один из символов царской благодати)Хатшепсут поддерживали столичные фиванские жрецы верховного бога Амона и связанные с ними круги придворной знати (практически все видные деятели эпохи Хатшепсут имели, помимо государственных, еще и жреческие должности в фиванских храмах), а также номовая знать и связанные с нею жрецы местных богов. Выдающейся фигурой царствования Хатшепсут был её советник Сененмут.

При Хатшепсут большого размаха достигает строительная деятельность. В скалах Дейр-эль-Бахри возводится великолепный заупокойный храм царицы, сооруженный Сененмутом. На его рельефах изображены все главные события её царствования, особенно сцены её чудесного рождения от Амона и провозглашения наследницей отца. Ею были возведены храм, пилоны и два обелиска в Карнаке; широко велись строительство и реконструкция храмов по всему Египту.

Успешными были две военные экспедиции в Нубию, одну из которых возглавила сама царица. Египет сохранял свое влияние в Азии; под непосредственной его властью были Синайский полуостров, юг Палестины и часть Ливии, ряд городов восточного побережья Средиземного моря. В результате экспедиции в Пунт была получена богатая дань, а страна эта признала свою зависимость от Египта (ок. 1481 до н. э.).

По всему можно заключить, что царствование Хатшепсут было непритворно спокойным и мирным. Границы государства оставались неприкосновенными. Население Египта достигло трёх миллионов человек.

Могущество царицы стало ослабевать уже при её жизни. С течением времени статуи женщины-фараона становятся всё более похожи на изображения её пасынка.

После смерти царицы и прихода к единовластию Тутмоса III фараон повсеместно уничтожает её имена и изображения, а также имена ее приближенных. Но сделал он это приблизительно на двадцать первом году правления.

 Источники:
  1. Заллер Вальтер. Царь-девица.// "Гео" №7-2003
  2. Ладынин И. А. Хатшепсут. // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2001

Последнее обновление страницы   12.08.03 20:20:07

Домой  Личности 

Hosted by uCoz