Домой  Личности

Мэри Кларисса Агата Кристи (15 сентября 1890, Торки, графство Девоншир - 12 января 1976, Уоллингфорд, Оксфорд)

Агата Кристианглийская писательница, непревзойдённый мастер детектива.

Она родилась в довольно необычной по английским меркам семье. Её мать, урождённая Клара Бомер, происходила из хорошей, но бедной семьи и в раннем детстве была отдана на воспитание тётке, вдове богатого американца, чей приёмный сын Фред Миллер спустя много лет станет Кларе мужем.
Клара и Фред были очень разными людьми, и, как считала Агата, именно это оказалось причиной их долгого и удачного брака. Флегматичный, ленивый Фред делил свою жизнь между полем для гольфа, карточным столом и чаепитиями в саду. Нервная, легковозбудимая Клара, обладавшая интуицией на грани ясновидения, предпочитала пищу духовную она последовательно изучила теософию, унитаризм, католичество и буддизм, но к моменту рождения младшей дочери благополучно завершила свои религиозные искания, вернувшись в лоно англиканской церкви. Агату крестили в англиканском приходе города Торки в графстве Девоншир под именем Мэри Кларисса Агата, и до одиннадцати лет она жила в поместье Эшфилд, семейном гнезде Миллеров.

Эшфилд остался в памяти Агаты символом счастливого детства. "Несмотря на то, что мои родители любили светскую жизнь, в Эшфилде у меня были тишина и возможность уединиться", - вспоминала Агата много лет спустя. Потребность в уединении возникла у Агаты очень рано: уже в четыре года компании сверстников она предпочитала общество йоркширского терьера Тони, разговоры с няней и семейство котят, созданное её богатым воображением.

Клара Миллер имела собственные взгляды на воспитание. Она была уверена, что до восьми лет детей нельзя учить читать - "чтение вредно и для глаз, и для головы". И очень расстроилась, узнав, что, Агата с пяти лет тайком таскает книги из семейной библиотеки. "В семье уже была умница, - со смехом вспоминала Агата Кристи. - Мне была уготована роль красавицы". Умница - это старшая сестра Агаты Мэдж. А ещё был брат Монти, очаровательный вертопрах, впоследствии доставивший семье немало горя. Агата очень любила и Монти, и Мэдж, восхищалась ими и безропотно смирилась с прозвищем "Not Smart" ("Несообразительная"), которым наградил её брат. "Я действительно не была остроумной. Даже самый простой вопрос приводил меня в смущение", - признавалась Агата.

Агата Кристи, ещё с детства, никогда и нигде толком не училась, никакого строго говоря, систематического образования не получила. С ней всегда занимались только дома, как было принято и положено "викторианской барышне". К тому же, после смерти отца (тогда ей было всего 12 лет) финансовые дела семьи пришли в расстройство. Отец оказался никудышным бизнесменом, и те, кому он доверил вести свои дела в Америке, неудачно поместили капитал, и Миллеры потеряли многое из своего семейного состояния.

В детстве Агата прилежно училась музыке, играла на мандолине и на пианино, неплохо пела. Но ей всегда мешала природная непреодолимая застенчивость, в результате чего ей никогда и нигде не удавалось хорошо сыграть или спеть при людях. Агата очень любила музыку, просто обожала оперу, особенно Вагнера. С детства много и страстно читала: "то было счастливое время книгочеев! - признавалась она.- Диккенс, Вальтер Скотт, сёстры Бронте, Байрон, Киплинг. Английская классика была под рукой в домашней библиотеке, а преданную любовь к Чарлзу Диккенсу она пронесла через всю жизнь.

Первое собственное стихотворение Агата написала в 11 лет, а однажды сочинила вальс на собственные слова. Но её занятие искусством и литературой в детстве и юности являлось лишь прекрасным образцом классического британского дилетантства, хотя и не создающего каких-то высоких духовных ценностей, но обогащающего внутренний мир самого творящего. И для юной Агаты занятие искусством было не тяжким трудом или обязательной повинностью, а просто высшей формой удовольствия. Да и в зрелом возрасте любимая работа продолжала приносить ей радость. Писать ей было легко всегда и везде. Фантазия и воображения постоянно было в избытке, и всё это она свободно и с удовольствием излагала на бумаге. Но это будет позднее, а пока...

С детства Агата была медлительной девочкой, задумчивой, молчаливой, и в какой-то мере, косноязычной. Сама писательница с усмешкой считала, что парадоксальным образом именно косноязычие сослужило ей службу: выражать свои мысли ей на бумаге оказалось намного легче, чем вслух, особенно прилюдно, и это "преследовало" её всю жизнь. Может быть, именно природная застенчивость и задумчивость стали причиной развития богатого воображения, характерного для всего творчества талантливой писательницы.

Ещё в детстве Агата устраивала себе интересные игры с воображаемым семейством котят, помнила и "различала" их, а несколько позже, поскольку в школу она не ходила и детей её возраста по соседству не было, Агата "просто придумала" себе для игр несколько девочек, среди которых "были красивые и некрасивые, богатые и бедные, добрые и злые. И сочинив однажды их внешность и характеры, Агата в дальнейшем строго следила, чтобы все они "развивались и вели себя" согласно "логике их натур". Как видим, уже в детстве Агата Кристи отличалась богатством фантазии, воображения и умения. Взрослея эти качества она ещё больше развила.

Первый рассказ Агата написала в 1896, выразив в нём свою заветную детскую мечту: быть настоящей леди. Это значило "всегда оставлять на тарелке немного еды, наклеивать на конверт лишнюю марку и надевать чистое бельё перед поездкой по железной дороге на случай катастрофы". Агата покорно следовала этим и ещё тысяче наставлений няни и как-то спросила, когда же, наконец, она станет леди Агатой? Няня, убеждённая реалистка, ответила: "Этого не случится никогда. Леди Агатой можно только родиться, то есть быть дочерью графа или герцога". Агата очень расстроилась. И, как выяснилось впоследствии, совершенно напрасно. Через несколько десятков лет она всё же станет леди Агатой, и мечту, разрушенную няней, воплотит в 1971 Её Величество королева Елизавета II.

А пока Агата обучалась подобающим леди манерам, брала уроки игры на рояле и занималась с домашней учительницей. Читать она начала рано, но чистописание, грамматика и орфография давались ей куда тяжелее Уже став знаменитой, Агата Кристи продолжала писать с ошибками. Зато математика приводила её в восторг. Агате казалось, что за условиями самых простых задач типа "У Джона пять яблок, у Джорджа - шесть" скрывается самая настоящая интрига. Кто из этих мальчиков любит яблоки больше? Откуда они вообще взяли яблоки? И не случится ли что-нибудь с Джоном, если он съест яблоко, подаренное ему Джорджем?

Жизнь Агаты, как и всей семьи Миллер, была беззаботной: устойчивый доход в виде процентов с дедушкиного капитала, светское общество в Эшфилде, летние поездки во Францию... "Я не подозревала, что за дверями детской есть другой, не такой приятный мир", - вспоминала Агата.

В 1910, когда Агате исполнилось 20 лет, мать решила отправиться с ней в Египет, чтобы  «сменить обстановку»,  да и подлечиться немного. Эти первые, удивительные, очень  интересные впечатления молодой Агаты от посещения Древнего Востока надолго  оставили в её памяти неизгладимые следы. А ведь потом ещё будут подобные поездки в эти же интересные районы, но уже с мужем-археологом, и в  результате этого появятся на свет несколько интересных детективных романов Агаты Кристи, фоном которых явятся восточные пейзажи и обычаи («Смерть  на Ниле», «Эхнатон», «Убийство в Месопотамии», «Они приехали в Багдад»). Но это будет позднее.        

Но в ноябре 1914 умер Фред Миллер - умер неожиданно, от воспаления лёгких. Оглушённая горем, Агата не сразу поняла, что жизнь семьи изменилась. Клара неделями не выходила из своей спальни, отказываясь общаться даже с детьми. Мэдж, гордость отца, вышла замуж. Монти переживал смерть отца тяжелее других: он был любимцем Фреда и, не в силах оставаться в опустевшем доме, завербовался добровольцем в Индию. В довершение всего выяснилось, что финансовое положение семьи далеко не так устойчиво, как казалось. Наследства не хватало даже на содержание дома, и только помощь родных позволила Кларе избежать продажи Эшфилда. Семья распадалась на глазах, и Агата отчаянно цеплялась за то единственное, что осталось неизменным: она более чем когда-либо старалась быть леди. На своем воображаемом гербе она написала девиз королевы Марго "Улыбайся, даже если рухнет Вселенная".

"Тогда я и поняла, что быть леди - это не значит носить красивые платья, - вспоминала Агата много лет спустя. - Быть леди - значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь, и не жаловаться, даже если кажется, что сил больше нет". Этот урок пригодится Агате ещё много раз.

В эти тяжёлые годы Агату всячески поддерживает её сестра Мэдж. По её настоянию Агата отсылает одно из своих стихотворений (как все викторианские барышни, она писала стихи) в местную газету - и его публикуют! В доме заводят традицию семейных чтений, и однажды Мэдж открывает том Артура Конан Дойла. Агата навсегда запомнила рассказ "Голубой карбункул" - это было её первое знакомство с детективом.

Предоставленная сама себе, Агата читала всё, что попадалось под руку, часами просиживала за роялем и даже сочинила оперетту. Она уже вступила в тот возраст, когда задумываются о дальнейшей жизни. Колебаний у Агаты не было: она с пелёнок знала, что её ждут замужество и семейная жизнь. Воспитанная в викторианских традициях, Агата была довольна таким будущим и решительно не желала перемен в настоящем. Однако семейный совет решил, что младшей Миллер пора покинуть детскую. "У леди должно быть приличное образование", - утешала себя Агата, собираясь в парижский пансион.

В первом пансионе Агата продержалась лишь несколько месяцев. Она очень скучала по дому - и очень плохо училась. Её личным рекордом стали двадцать пять ошибок в диктанте и обморок перед школьным концертом, на котором Агата должна была сыграть две маленькие фортепианные пьесы. Тогда она впервые испытала непреодолимый страх сцены и позднее не раз шутила, что выбрала профессию писателя только потому, что писатель может годами не выходить на люди.

Следующие два года Агата провела в пансионе мисс Драйден в Париже, а когда вернулась домой, родственники не узнали "несообразительную" Агату: за время учёбы она превратилась в красивую блондинку с длинными, ниже пояса, волосами и томным взглядом голубых глаз. Агату пора было выводить в свет, и Кларе, ещё не оправившейся после лёгкого ранения Монти и огромных долгов, которые он наделал в Лондоне, пришлось собраться с силами, чтобы на фоне других юных дебютанток её дочь не выглядела нищенкой. Затраты оправдались: уже через месяц у Агаты не было отбоя от женихов.

Она, впрочем, не торопилась. Влюблённые мужчины казались Агате "беспомощными баранами", не способными высказать ни единой дельной мысли. "Они так и напрашивались на злые шутки, - смеялась Агата много лет спустя - Но в те времена леди не могла даже подумать о том, чтобы высмеять мужчину".

Однако пора было всерьёз задуматься о замужестве. В Англии начала XX века между знакомством и свадьбой иногда проходили годы, и Агата, которой было уже девятнадцать, решила остановиться на Реджинальде Льюси, серьёзном молодом военном. Состоялась "неофициальная помолвка", о которой знали лишь сами молодые и их семьи. Агата настаивала на немедленной свадьбе, но благоразумный Реджи отложил её на два года, сказав, что, если Агате подвернётся "более выгодная партия", он всё поймет и не станет препятствовать её счастью.

Известие, что Агата разрывает помолвку ради офицера Арчибальда Кристи, привело Реджи в ужас. "Жестокий удар состоит для меня в том, что Вы станете женой человека, который ещё меньше, чем я, способен поддержать Вас в жизни", - писал он Агате. Клара была с ним полностью согласна. "Мистер Кристи принесёт тебе только огорчения!". Монти, за которым в семейном кругу уже закрепилось прозвище "Беспутный", был единственным, кто поддержал Агату: "Он весёлый парень и прекрасно играет в гольф". Агата понимала, что это не самые сильные аргументы в пользу семейного счастья, но была так влюблена, что согласилась выйти за Арчи сразу, как только это окажется возможным. Это значило - когда у него появятся деньги. Агата приготовилась ждать, но у жизни были совсем другие планы.

Началась Первая мировая война. Арчи был военным лётчиком и уходил на фронт в полной уверенности, что погибнет одним из первых, а потому настоял на немедленной свадьбе. Они поженились в приходской церкви святого Эммануила, как только Арчи нашёл друга, способного одолжить ему восемь фунтов на покупку брачного разрешения. Впрочем, вкусить прелестей медового месяца молодоженам не удалось: Арчи отбыл обратно в полк, Агата отправилась в госпиталь Торки, чтобы ухаживать за ранеными.

В госпитале Агата впервые столкнулась со смертью и страданиями. Отмывая от крови операционный стол и относя в печь ампутированную ногу, она призывала на помощь всё своё мужество: "Леди не плачут на людях и в любых ситуациях сохраняют присутствие духа". Пытаясь отвлечься от ужасов войны, Агата вернулась к своему давнему хобби - литературе. "Я бы занялась вышивкой, - простодушно признавалась она матери, - но сейчас война, и так трудно достать нитки". Она с удовольствием писала мелодраматические рассказы, пока однажды Мэдж не принесла ей книгу Гастона Леру "Тайна желтой комнаты". Прочитав её, Агата сказала: "Пожалуй, я хотела бы написать детектив". "Это очень трудно, - ответила Мэдж. - Спорим, что у тебя не получится". Результатом этого пари стало появление Эркюля Пуаро, одного из самых известных в мире сыщиков.

Первый детектив, названный "Таинственное преступление в Стайлз", Агата писала в аптеке, где осваивала фармацевтику. Там она научилась разбираться в ядах, и впоследствии именно яд станет в её детективах самым популярным орудием убийства. Агата разослала рукопись "Таинственного преступления" по издательствам... Но в 1918 окончилась война, и Агата совершенно забыла о судьбе придуманного ею бельгийского детектива.

После ночных бомбёжек и постоянного страха за Арчи Агате было непривычно спать в тишине и каждый день ждать мужа с работы. Наконец-то у неё была жизнь, о которой она мечтала в юности! В 1919 Агата упрочила своё положение замужней дамы, родив дочь Розалинду. Она с головой погрузилась в семейную жизнь, которая была бы счастливой, если бы не нехватка денег. Арчи неплохо зарабатывал, но тратил ещё больше, и, когда ему надоели жалобы жены, он, желая отвлечь её, спросил: "А как поживают твои детективы?". И тут только Агата вспомнила о письме из издательства "Бодли Хэд", в котором ей предлагали 25 фунтов за публикацию "Таинственного преступления в Стайлз".

Книга имела успех, и Арчи, обрадованный не меньше жены, сказал: "Теперь ты можешь заработать кучу денег!". Этой фразой он в одну минуту превратил Агату-любительницу в Агату-профессионала. Она поняла, что не перестанет писать, пока ей платят.

В январе 1922 Арчи уговорил Агату отправиться в кругосветное путешествие. Он займётся многообещающими проектами, в которые уже вложил все их сбережения, а она будет развлекаться. Так и было - первые две недели. Путешествие, счастливо начавшееся в Кейптауне, окончилось в Нью-Йорке, где Агата оказалась в дешёвой гостинице, практически без гроша, да ещё с Арчи, который заболел воспалением лёгких. Разумеется, никаких денег "многообещающие проекты" не принесли.

Потеряв на своих "проектах" всё, что у него было, Арчи сделался раздражительным. Он почти не разговаривал с Агатой и всё свободное время проводил в детской. Розалинду он обожал. К тому времени известность Агаты уже достигла Европы. Она была с головой погружена в работу и ничего не замечала. Ей казалось, что жизнь снова наладилась.

А потом наступил 1926, один из самых страшных в жизни Агаты Кристи. Заболела и умерла Клара. О Монти заговорили как о законченном наркомане. У Агаты начинаются неприятности с издателями после выхода романа "Убийство Роджера Экройда", в котором повествование ведётся от лица убийцы, её обвинили в нарушении канонов классического детектива. И наконец, Арчи объявил о том, что влюбился в другую женщину и хочет развода.

В ночь с 3 на 4 декабря 1926 Агата Кристи исчезает. Десять дней полиция графства безуспешно разыскивает знаменитую писательницу, но находит лишь её пустой автомобиль марки "моррис каули" и туфли из коричневой кожи, несомненно принадлежащие миссис Кристи. А 14 декабря Агата возвращается домой - свежая, полная сил и уверенная в себе.

Что произошло с ней за эти десять дней? Где она была и что делала? Администрация санатория Харроугейт в графстве Йоркшир утверждала, что всё это время миссис Кристи провела у них под именем Терезы Нил. Косвенным подтверждением того, что в Харроугейте видели действительно Агату, стало то, что любовницу Арчи звали Нэнси Нил. Но сенсация не продержалась и недели: вездесущие газетчики отыскали настоящую Терезу Нил. Сама Агата до конца жизни виртуозно обходила этот вопрос, а одному надоедливому журналисту сказала, что ничего не помнит. С его лёгкой руки версия о временной амнезии и стала официальной.

Никто не знал, что тогда, в 1926, в жизни Агаты впервые появилась мисс Мэри Вестмакотт, очаровательная блондинка, очень похожая на Агату в молодости. "Девушка из очень хорошей семьи, кажется, дальняя родственница знаменитого скульптора Ричарда Вестмакотта, автора памятника Веллингтону в Гайд-парке, - рассказывала о ней Агата - Хорошо воспитана - настоящая леди! Вполне неплохо пишет, и, слава богу, не детективы".

Первый роман мисс Вестмакотт - "Хлеб исполина" - увидел свет в апреле 1928, когда Агата Кристи забронировала купе в "Восточном экспрессе" и собиралась отправиться в Багдад.

В 1928 году, собираясь в очередное путешествие, на Вест-Индские острова, Агата Кристи неожиданно узнает из разговора с друзьями, что теперь можно совершить интересную поездку в Багдад без хлопот и пересадок, на специальном поезде "Восточный экспресс". Ей очень понравилась эта мысль, и Кристи поспешила в туристическую контору Кука, где и поменяла свои прежние билеты на поездку в экспрессе в Багдад. Спустя пять дней она уже сидела в комфортабельном просторном купе, обитом красным деревом "махогони". Это был высший аристократический шик - поездка в таком экспрессе! В то же время это была самая длительная поездка Агаты Кристи, которую она совершала в полном одиночестве. Никто и ничто не связывало полет ее дум и фантазии. В этом путешествии у Агаты Кристи начали мысленно выстраиваться черты и содержание нового детективного романа, который потом воплотится у нее в широко известный детектив "Убийство в "Восточном экспрессе". Но напишет она его лишь спустя пять лет, в 1933, после своего повторного путешествия в этом экспрессе.

Это путешествие, на которое она решилась, чтобы прийти в себя после похорон матери, заточения Монти в психиатрическую лечебницу и развода с Арчи, подарило Агате сюжеты для новых романов и нового мужчину, который стал её самой большой любовью.

С молодым археологом Максом Мэллоуном Агата познакомилась на раскопках древнего шумерского города Ур. Одержимый археологией, поначалу он считал Агату надоедливой туристкой, которая из пустого любопытства отвлекает его от работы. Но однажды он увидел, как весело напевающая Агата сидит под палящим солнцем и, нимало не заботясь о цвете лица, протирает какой-то черепок дорогим косметическим кремом. Потом стал свидетелем того, как во время поездки по пустыне джип затянуло в песок и "изнеженная туристка", ничуть не испугавшись, спокойно улеглась спать. Макс, никогда раньше не читавший книг Агаты Кристи, купил всё, что смог найти. А через несколько месяцев сделал Агате предложение.

Все тогда было против этого брака: взрослая дочь Агаты Розалинда, то, что Агата была на 14 лет старше Макса, её обязательства перед английскими издателями. И рана, нанесённая ей ветреным Арчи. "Если лошадь сбросила тебя, немедленно садись на неё снова, иначе никогда не станешь хорошим наездником", - подумала Агата и согласилась.

В том же 1930 Агата впервые знакомит мир с очаровательной старушкой мисс Марпл, выпустив роман "Убийство в доме викария", а также сопровождает мужа в археологические экспедиции и делает находки, многие из которых занимают сейчас почётные места в Британском музее.

Несмотря на то, что жизнь её была полна как никогда - книги, путешествия, семья, она часто думала о Мэри Вестмакотт. Честно говоря, её романы нравились Агате куда больше, чем её собственные, а тайна, связанная с ней, приводила Агату в восторг. В ответ на предложение Макса использовать этот сюжет для книги, Агата уклончиво ответила, что Мэри слишком хороша, чтобы стать героиней детектива. В 1939, когда Англия объявила войну нацистской Германии вышел знаменитый роман "Десять негритят", Макс и Агата переселились в поместье Гринвей Хаус.

Много работая, Агата Кристи выпускала обычно по роману в год (обычно к рождеству), иногда даже и два, в зависимости от вдохновения. 

По признанию самой писательницы, детективные замыслы приходили к ней чаще всего во время купанья в ванне, когда она спокойно лежала в тёплой приятной воде... Или когда она грызла яблоки... (по сведениям журнал и газетчиков, подобные или похожие "примеры творчества" характерны и для некоторых других плодовитых писателей).

Писалось Агате Кристи всегда легко, повсюду, где бы она ни находилась, фантазия и воображение, казалось, никогда у неё не знали покоя. Записки-заготовки её покрывали самые неожиданные листки: старые школьные учебники и тетради дочери, старые рецепты, всевозможные счета. Она, посмеиваясь, как-то призналась, что у неё и стола-то специального для письма-сочинительства никогда не было.

Появлялся какой-то замысел... Она обдумывала его... Мысленно прикидывала и разрабатывала в общих чертах всю тему, потом давала ей "созреть"... Лишь потом переходила к сочинению подробностей, когда вся "тайна преступления" становилась ей самой чёткой и ясной, "мысленно раскрытой".

Одну из своих книг она написала быстро, всего за шесть недель; другие "выслеживались" труднее, обдумывались и писались гораздо дольше. А некоторые - особенно долго. Так, ещё с 1940 года Агата Кристи работала над известным романом "Занавес", в котором она "умерщвляет" своего основного героя, гениального Эркюля Пуаро. Но сам роман увидит свет лишь через 35 лет после замысла, в 1975 году, хотя она хотела, чтобы он был опубликован после её смерти.

С тех же 40-х годов Кристи работала и над "Герцогиней Мальфи", опубликовав ее намного позже.

В военные годы 40-х вышли такие книги Агаты Кристи как "Подвиги Геракла", "Движущийся палец", "Паутина паука", "Труп в библиотеке", "Большая четвёрка", "Тайна Голубого экспресса", "Пять маленьких поросят", не считая многочисленных радио- и телепостановок, сценариев кинофильмов, которых немало снималось и в США, где существовал огромный интерес к детективным произведениям Агаты Кристи.
Такая интенсивная творческая деятельность талантливой писательницы, в какой-то мере, объясняется и её долгой разлукой с мужем, любимым ею Максом, который провёл все годы второй мировой войны за пределами Англии, - в Турции, Сирии, Египте. А сама Агата в эти трудные для страны годы снова пошла работать в госпиталь, несмотря на свои уже почтенные годы. Честность и патриотизм ей не изменяли никогда!

Вторая мировая для Агаты ничем не отличалась от Первой: она снова была одна (Макс был послан переводчиком в Каир), снова работала в госпитале и ходила по магазинам с продуктовыми карточками, а когда по ночам слышала взрывы, спокойно переворачивалась на другой бок. В 1943 родился внук Мэтью, второй любимый мужчина в её жизни. "Он обладает особым даром - чувствовать себя счастливым", - говорила о нём Агата. А в 1944 Агата положила в банковский сейф два новых романа и на писала завещание: авторские права на "Занавес" - последнее дело Пуаро - достались Максу, а мисс Марпл должна была обеспечить будущее Розалинды и Мэтью.

В 1945 в Англии вышел сборник рассказов "Расскажи мне, как ты живёшь", основанных на переписке Агаты и Макса Мэллоуна. И словно в ответ на эту книгу Мэри Вестмакотт впервые показалась публике: в интервью нескольким британским газетам Агата Кристи призналась, что она и мисс Вестмакотт - один и тот же человек. Хотя, конечно, совершенно разные писательницы. "Все мы пали жертвой мистификации! - писали восхищенные журналисты. - Миссис Кристи обвела нас вокруг пальца, и мы убедились в том, что эта женщина не только умеет придумывать загадки - она сама и есть воплощение тайны".

Единственной, кого Агата посвятила в тайну Мэри Вестмакотт, была её дочь Розалинда. Она собирала вырезки о "молодой писательнице", правила и отсылала в издательство рукописи и не рассказала об этом ни единой живой душе. Да и сама Агата Кристи, раскрыв инкогнито мисс Вестмакотт, не спешила рассказывать, как и зачем она её придумала.

Шли годы, и в свои 60 лет (юбилей отмечали в 1950) Агата Кристи оставалась всё такой же энергичной женщиной, весьма плодовитой, популярной писательницей. Её мозг продолжал работать в прежнем темпе, не утратив ни на йоту ни своей гибкости, ни присущей ему живости и прозорливости.

В 1958 талантливую Агату Кристи избирают президентом "Клуба писателей детективного жанра" (уговорив её согласиться с этим почётным избранием), куда она вступила ещё 30 лет назад, дав, по традиции Клуба, "клятву верности" на капсуле с ядом. Она оставалась президентом Клуба до самой своей смерти (1976). Любопытен и тот факт, что и на этой очень почётной должности Агата Кристи оставалась все такой же простой, приветливой и вежливой английской дамой, и в свои уже почтительные годы, как и раньше девочкой, "смущалась на людях", и постоянно избегала произносить речи и тосты, полагавшиеся президенту Клуба, "уступая" этот ритуал любому другому.

Агата Кристи достигла пика своей славы в 1970, когда ей исполнилось уже 80 лет. В качестве подарка ко дню рождения вышла в свет её известная книга "Пассажир, следующий во Франкфурт" (1970); этот её детективный роман побил все прежние рекорды по тиражу и прибылям. День рождения популярной писательницы был торжественно отмечен в родном Девоншире, в старом Торки, с пышным семейным ужином и с огромным тортом, в котором ярко горели 80 свечей! Раздавались сердечные и искренние пожелания здоровья
и успехов во всём! 

В 1971 на страницах многих газет и журналов было крупно сообщено о том, что в списке "почётных личностей" Англии "...талантливая писательница Агата Кристи объявляется кавалером ордена II степени Британской империи и награждается соответствующим Крестом". Все близкие и друзья стали называть её теперь "леди Мэллоуэн" (по мужу), хотя для её постоянного издателя и многомиллионных читателей она продолжала оставаться просто Агатой Кристи. Ну а американцы уже придумали для неё новый титул по-своему - "Дама Кристи". Здесь её популярность была неизменной.

Агату Кристи повсюду называют "королевой детектива" "королевой загадок". Она действительно умела "загадать" читателю трудно разрешимую (без помощи гениального Эркюля Пуаро или умной мисс Марпл) загадку преступления. Но она не только великолепный "конструктор тайн" в детективном жанре. Ко всем несомненным её заслугам в популярном жанре великолепная Агата Кристи ещё к тому же и "точный, хотя и несколько ироничный летописец нравов достаточно обширной прослойки современного ей английского общества" (по характеристике такого отличного знатока детективного жанра, каким является директор издательства "Художественная литература" Г.Анджапаридзе). Агата Кристи обладала и умением заинтересовать читателей своей историей о преступлении так искусно, что он уже не мог успокоиться, не мог оставить книгу, пока не узнавал, чем же она заканчивается. Романы Агаты Кристи в общем невелики по объёму, написаны легко и просто, "лишены языковых изысков и экспериментов". Они никогда не бывают скучны. В них всегда силён моральный аспект: Добро обязательно торжествует, Зло неминуемо наказывается. В этом талантливая писательница всегда была строгой моралисткой, и эта мораль у неё была вовсе не классовой, а общечеловеческой. Агата Кристи писала о людях и для людей, увлекая, развлекая и поучая их. Может быть, именно во всем этом и кроется главная причина неувядающей до сего дня популярности талантливой писательницы.

У писательницы были попытки испробовать себя и в иных жанрах: известен томик стихов и 6 крупных романтических произведений под псевдонимом Мэри Вестмакотт, историческая драма о фараоне Эхнатоне, сборник забавных историй из жизни археологов, похожих на автобиографические наброски.

И всё же широко известна и очень популярна Агата Кристи именно за свои увлекательные детективные произведения. Нет, пожалуй, континента и Даже, наверное, не сыщется страны, где бы не слышали об Агате Кристи, не читали её детективов. По данным ЮНЕСКО, со времени выхода в свет первого романа популярной писательницы, то есть с 1920 и до 1980 во всём мире было продано свыше 400 миллионов экземпляров книг Агаты Кристи. Её произведения переведены на 103 языка мира. Поистине небывалый успех!

На этом фоне парадоксальным кажется тот факт, что знаменитая писательница теперь не могла встречаться с прессой, давать интервью, избегала публичных выступлений и вообще всегда старательно охраняла свою частную жизнь от любых посягательств "чужих глаз". Она не была "социально активной личностью", не занималась общественной деятельностью и никогда не изучала и не собирала специальный материал для своих произведений. Она никогда не сталкивалась лично ни с полицией, ни с преступниками, не занималась специально криминологией, юриспруденцией и всех прочих дисциплин, связанных с правонарушениями

Талантливая Агата Кристи "просто писала детективы", так как хорошо знала людей и среду, о которых писала. И она создала, можно сказать, собственный тип детективного романа, который можно признать, пожалуй, эталонным и даже классическим и которым зачитывается уже не одно поколение людей во многих странах мира.

Она умерла в 1976, окружённая родственниками и друзьями. Розалинда, Мэтью и, конечно, Макс тяжело переживали утрату, но всегда помнили слова Агаты: "Смерть - это самое большое приключение, которое только может случиться с человеком". До самых последних дней Агата сохранила чувство юмора и умение радоваться каждому наступающему дню: "Я люблю жизнь и знаю, что даже самые тяжёлые испытания приносят в неё что-то хорошее". Она знала, о чём говорила: ведь именно в те десять дней, когда доведённую до отчаяния Агату Кристи искала вся британская полиция, родилась жизнерадостная Мэри Вестмакотт.

Источники:

  1. Клевалина Наталья, Тюкова Алла. Агата Кристи.// "Гео" № 4-2003

  2. Зарубежный детектив: Энциклопедия // Сост. А.Кошенко, Н.Капельгородская. - К., 1994 - 431с.

Последнее обновление страницы 13.09.04 11:10:46

Домой Личности

Hosted by uCoz