ƒомой  Ћичности

√омер (лат. Homer, греч. ќмирос)

древнегреческий поэт. ƒо насто€щего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры √омера. ѕо античной традиции было прин€то представл€ть √омера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называтьс€ его родиной спорили семь городов. ¬еро€тно он был родом из —мирны (ћала€ јзи€), либо с острова ’иос. ћожно предположить что √омер жил приблизительно в 8 веке до н.э Шќмирос),

√омеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы Ц поэм Ђ»лиада ї и Ђќдиссе€ ї. ¬ античные времена √омер признавалс€ автором и других произведений: поэмы ЂЅатрахомахи€ї и сборника Ђгомеровских гимновї. —овременна€ наука закрепл€ет за √омером только Ђ»лиадуї и Ђќдиссеюї, причЄм существует мнение, что эти поэмы созданы разными поэтами и в различное историческое врем€. ≈щЄ в античные времена встал Ђгомеровский вопросї, который ныне понимаетс€ как совокупность проблем, св€занных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса, в том числе соотношени€ в нЄм фольклора и собственно литературного творчества.

¬рем€ создани€ поэм. »стори€ текста

Ѕиографические сведени€ о √омере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. Ђ—емь городов, пререка€сь зовутс€ отчизной √омера: —мирна, ’иос,  олофон, ѕилос, јргос, »така, јфиныї - говоритс€ в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). ќтносительно времени жизни √омера античные учЄные приводили различные даты, начина€ с XII века до н. э. (после “ро€нской войны) и конча€ VII веком до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом сост€зании между √омером и √есиодом.  ак полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в ћалой јзии, в »онии в VIII веке до н. э. на основании мифологических сказаний о “ро€нской войне. —уществуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране ѕисистрате в середине VI века до н. э., когда их исполнение было включено в празднества ¬еликих ѕанафиней.

¬ древности √омеру приписывали комические поэмы Ђћаргитї и Ђ¬ойна мышей и л€гушекї, цикл произведений о “ро€нской войне и возвращении героев в √рецию: Ђ иприиї, ЂЁфиопидаї, Ђћала€ »лиадаї, Ђ¬з€тие »лионаї, Ђ¬озвращени€ї (т. н. Ђкиклические поэмыї, сохранились лишь небольшие фрагменты). ѕод названием Ђ√омеровские гимныї существовало собрание из 33 гимнов богам. ќгромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм √омера проделали в эпоху эллинизма филологи јлександрийской библиотеки јристарх —амофракийский, «енодот из Ёфеса, јристофан из ¬изанти€ (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). —тало нарицательным им€ софиста «оила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывани€ Ђбичом √омераї.  сенон и √елланик, т. н. Ђраздел€ющиеї, высказали мысль о возможной принадлежности √омеру только одной Ђ»лиадыї; они, однако, не сомневались ни в реальности √омера, ни в том, что кажда€ из поэм имеет своего автора.

√омеровский вопрос

¬опрос об авторстве Ђ»лиадыї и Ђќдиссеиї был поставлен в 1795 немецким учЄным ‘.ј.¬ольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. ¬ольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полага€, что созданные различными аэдами сказани€ были записаны в јфинах при ѕисистрате. ”чЄные разделились на Ђаналитиковї, последователей теории ¬ольфа (немецкие учЄные  .Ћахман, ј. ирхгоф с его теорией Ђмалых эпосовї; √. √ерман и английский историк ƒж. √рот с их Ђтеорией основного €драї, в –оссии еЄ раздел€л ‘.‘.«елинский), и Ђунитариевї, сторонников строгого единства эпоса (переводчик √омера ». √. ‘осс и филолог √.¬.Ќич, ‘.Ўиллер, ».¬.√Єте, √егель в √ермании, Ќ. ». √недич, ¬.ј.∆уковский, ј.—.ѕушкин в –оссии).

√омеровские поэмы и эпос

¬ XIX веке Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї сравнивались с былинами слав€н, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. ¬ 1930-х гг. американский филолог-классик ћильман ѕэрри, сопоставл€€ поэмы √омера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то врем€ у народов ёгославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. —озданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов (Ђбыстроногийї јхиллес, Ђпастырь народовї јгамемнон, Ђмногоумныйї ќдиссей, Ђсладкоречивыйї Ќестор) давали возможность сказителю Ђимпровизиру€ї исполн€ть эпические песни, состо€вшие из многих тыс€ч стихов.

Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. Ђƒо √омера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хот€, конечно, поэтов было многої (јристотель). √лавное отличие Ђ»лиадыї и Ђќдиссеиї от всех остальных эпических произведений јристотель усматривал в том, что √омер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного событи€, - в основе поэм лежит драматическое единство действи€. ƒруга€ особенность, на которую также обратил внимание јристотель: характер геро€ раскрывают не описани€ автора, а речи, произносимые самим героем.

язык поэм

язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, Ђнаддиалектныйї - никогда не был тождествен живой разговорной речи. ќн складывалс€ из соединени€ эолийских (Ѕеоти€, ‘ессали€, остров Ћесбос) и ионийских (јттика, островна€ √реци€, побережье ћалой јзии) диалектных черт с сохранением архаического стро€ более ранних эпох. ћетрически оформл€л песни Ђ»лиадыї и Ђќдиссеиї уход€щий корн€ми в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр Ч стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Ќеобычность поэтического €зыка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

√омер и археологи€

—енсационные открыти€ √. Ўлимана в 1870-80-х гг. доказали, что “ро€, ћикены и ахейские цитадели не миф, а реальность. —овременников Ўлимана поразили буквальные соответстви€ р€да его находок в четвертой шахтовой гробнице в ћикенах с описани€ми √омера. ¬печатление было столь сильным, что эпоха √омера надолго стала ассоциироватьс€ с периодом расцвета јхейской √реции в XIV-XIII веках. до н. э. ¬ поэмах, однако, прослеживаютс€ также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры Ђгероического векаї, как например, упоминание о железных оруди€х и оружии или обычай кремации умерших.

—опоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложилс€ в VIII веке до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают Ђ аталог кораблейї (Ђ»лиадаї, 2-€ песнь). ќчевидно, поэмы созданы не одновременно: Ђ»лиадаї отражает представлени€ о человеке Ђгероического периодаї, Ђќдиссе€ї стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени ¬еликой греческой колонизации, когда расшир€лись границы освоенного греческой культурой мира.

√омер в античности

ƒл€ человека эпохи античности поэмы √омера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познани€ всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. √омера наравне с √есиодом считали создателем всеобъемлющей и упор€доченной мифологической картины мироздани€: поэты Ђсоставили дл€ эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и зан€ти€, начертали их образыї (√еродот). ѕо мнению —трабона, √омер был единственным из поэтов древности, кто знал почти всЄ об ойкумене, о народах, еЄ насел€ющих, их происхождении, образе жизни и культуре. ƒанными √омера как подлинными и заслуживающими довери€ пользовались ‘укидид, ѕавсаний, ѕлутарх.

ќтец трагедии Ёсхил называл свои драмы Ђкрохами от великих пиров √омераї.
√реческие дети учились читать по Ђ»лиадеї и Ђќдиссееї. √омера цитировали, комментировали, объ€сн€ли иносказательно. „тением избранных мест из поэм √омера призывали исправл€ть души философы-пифагорейцы. ѕлутарх сообщает, что јлександр ћакедонский всегда имел при себе список Ђ»лиадыї, который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

ѕереводы √омера

¬ III в. до н. э. римский поэт Ћивий јндроник перевЄл Ђќдиссеюї на латинский €зык. ¬ средневековой ≈вропе √омера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и јристотел€, поэтическую славу √омера затмевала слава ¬ергили€. Ћишь в конце XV века по€вились первые переводы √омера на италь€нский €зык (ј. ѕолициано и др.). —обытием в европейской культуре XVIII века стали переводы √омера на английский €зык ј. ѕопа и на немецкий €зык ». √.‘осса. ¬первые фрагменты Ђ»лиадыї на русский €зык перевЄл двадцатисложным силлабическим - т. н. александрийским - стихом ћ.¬.Ћомоносов. ¬ конце XVIII века ≈. остров перевЄл €мбом первые шесть песен Ђ»лиадыї (1787); были изданы прозаические переводы Ђ»лиадыї ѕ. ≈кимова и Ђќдиссеиї ѕ. —околова.

“итаническа€ работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы √омера была проделана Ќ. ». √недичем, чей перевод Ђ»лиадыї (1829) до сих пор остаетс€ непревзойденным по точности филологического прочтени€ и исторической интерпретации. ¬ысочайшим художественным мастерством отличаетс€ перевод Ђќдиссеиї ¬.ј.∆уковского (1842-49). ¬ XX веке Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї были переведены ¬.¬.¬ересаевым.

»сточники:

1.  увшинска€ ».¬. ѕлутарх // Ѕольша€ энциклопеди€  ирилла и ћефоди€-2004

ѕоследнее обновление страницы 20.09.04 11:31:55

ƒомой  Ћичности

Hosted by uCoz