Иван Фёдоров (Иван Фёдорович Московитин) (ок. 1510 - 5 (15) декабря 1583, Львов) |
||
|
основатель книгопечатания в России и на Украине.
О том, где родился Фёдоров, у кого учился своему мастерству, - достоверных сведений не сохранилось. Но всегда печатника называли не по родовой фамилии, как было принято среди дворян, а по имени отца: Иван Фёдоров (Иван, сын Фёдора), Иван Фёдорович. Значит, происходил он из простой, незнатной семьи. Учился в Краковском университете в 1529-32, получил степень бакалавра. В 1530-50-е гг., по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона (не позднее 1563) в Кремлёвском храме Николы Гостунского - одного из самых заметных в московской иерархии. «Апостол» С одобрения митрополита Макария в палатах на Никольской улице была устроена типография, в которой 1 марта 1564 вышла первая русская точно датированная книга - «Апостол». Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы над ним велись Фёдоровым и П.Т.Мстиславцем в течение года. Тираж издания составил около 2000 экземпляров (сохранилось около 60). Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книгу украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских. Орнаментика этого и последующих федоровских изданий отличается изяществом и во многом восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия Изографа. Отпечатанная Федоровым и Мстиславцем книга стала образцом для последующих изданий. Отъезд из Москвы В 1565 Федоров и Мстиславец издают «Часовник» (двумя изданиями), оказавшийся по своему полиграфическому исполнению ниже «Апостола». На этом их деятельность в Москве прекращается, и они покидают пределы Московского государства. За печатание книг он подвергся преследованию "начальников и священноначальников, людей злобных, неучёных, невежд". Возможно, причины их отъезда связаны с людьми, которые, по словам Федорова, «зависти ради многие ереси умышляли» (послесловие к львовскому «Апостолу»). Предполагают, что Федоров относился к числу тех, кому в период изменения внутренней политики (в 1565 Иван Грозный вводит опричнину) оставаться в Москве было опасно. Заблудовский период Фёдоров и Мстиславец переселились в Великое княжество Литовское и обосновались в Заблудове (ныне Польша) у гетмана Г.А.Ходкевича - сторонника автономии Литовского княжества, ревнителя православия. Он предложил Федорову под его покровительством печатать книги на церковно-славянском языке. Первым заблудувским изданием стало «Учительное Евангелие» (1569). После его выхода Мстиславец расстается с Федоровым и переезжает в Вильно, а Федоров продолжает выпуск книг. В 1570 выходит одно из лучших его изданий «Псалтырь» (с «Часословцем»), которую украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением царя Давида. После Люблинской унии (1569), объединивший Литву с Польшей, Ходкевич попадает в сложную ситуацию, вынудившую его отказать Фёдорову в поддержке. В условиях, когда народные массы Украины и Беларуси изнемогали под бременем социального и национального гнёта, значение заблудовских изданий трудно переоценить: они были могучим оружиемв борьбе против идеологического наступления католических церковников. Служба у Ходкевича, выполнение его поручений очень сковывали творческую инициативу печатника, давно уже мечтавшего стать самостоятельным издателем. Когда Ходкевич решил закрыть типографию, он дарит Ивану Фёдорову имение и предлагает ему заняться земледелием. Печатник решительно отказывается. Львовский «Апостол». «Азбука» Осенью 1572 он из Заблудова переехал во Львов. Так начался украинский период в жизни первопечатника. Это были годы плодотворного и интенсивного труда, творческих исканий и больших достижений на поприще книгопечатного искусства. Иван Фёдоров местом организации своей типографии не случайно выбрал Львов. В XV-XVI веках Львов был крупным торгово-промышленым городом, значительным центром культурной жизни; многие образованные люди, понимая значение печатного слова, собирали библиотеки, укомплектовывали их ценными изданиями. Во Львове Ивана Фёдорова приняли как своего человека. Перебравшись во Львов, Федоров основал первую на территории Украины типографию и в 1574 выпустил «Апостол», в котором впервые появилась издательская марка Ивана Федорова. Большая часть львовского "Апостола" - это повторение московского первопечатного "Апостола". Наиболее интересно в нём послесловие ("Повесть...откуда начася и како совершилася друкарня сія"). Оно свидетельствует о незаурядном литературном даровании первопечатника. Ярким, образным языком Фёдоров рассказывает о препятствиях, стоявших на его пути, и о своей преданности излюбленному печатному делу. В сущности, послесловие - светское по содержанию произведение мемуарного жанра. В том же 1574 году он издал «Азбуку» - первый печатный русский учебник. Книга предназначалась для обучения грамоте. После алфавита, слогов и примеров склонения здесь приводились тексты для чтения, среди которых, кроме чисто старославянских, были и украинско-белорусского происхождения. Выучив "Азбуку", школьники могли читать не только на старославянском, но и на русском, украинском и белорусском языках. Из послесловия видно, что Иван Фёдоров не только отпечатал, но и составил и отредактировал текст. Изданием "Азбуки" Иван Фёдоров ещё раз подтвердил, что он был не только мастером печатного дела, но и выдающимся культурно-просветительным деятелем. "Азбука" Ивана Фёдорова перепечатывалась позднее в типографиях Киева, Львова, Чернигова, Унева, Почаева. Фёдоров постоянно работал над обогащением оформления своих изданий. Острожская типография Крупные финансовые затруднения заставили Федорова покинуть Львов. В 1575-1582 Фёдоров постоянно жил на Волыни - в Дермани, а затем в Остроге. Его пригласил к себе в имение для устройства типографии богатый и влиятельный магнат, сторонник православия в Юго-Западной Руси князь Константин Острожский. Сложившийся в окружении князя ученый кружок во главе с Герасимом Смотрицким (Острожская Академия) занимался подготовкой издания Библии, за образец которого была взята Геннадиева Библия. В 1580 Федоров издал Новый Завет с Псалтырью и указатель к нему «Книжка собрание вещей нужнейших», а в следующим году - первую полную печатную славянскую Библию, явившуюся замечательным памятником культуры восточнославянских народов и полиграфического искусства. Всего в Остроге вышло 5 изданий. Это самый плодотворный период в жизни Ивана Федорова. В начале 1582 Иван Фёдоров вернулся во Львов. Во Львове он все усилия направляет на восстановление собственной типографии. Как и раньше, ему приходилось жить в долг, даже отдавать в залог печатное оборудование. Иван Фёдоров - пушечных дел мастер Иван Фёдоров в 1582 обязался отлить пушку для польского короля, взяв за образец ту, которая находилась в резиденции старосты в Низком замке. Принял заказ на изготовление ещё одной пушки. Очевидно, делал это для того, чтобы заработать деньги на приобретение печатного оборудования и выкуп той части его, которая попала в руки ростовщиков. В июле 1583 Федоров даже побывал в Вене, где демонстрировал императору и имперским князьям образец сконструированной им разборной многоствольной пушки. Своё изобретение он описывает в письме к саксонскому курфюрсту Августу. Правда, им не заинтересовались тогдашние европейские властители. |
|
Источники:
Последнее обновление страницы 04.08.04 09:10:34 |