Иисус Христос

Домой  Личности  

Иисус Христос

 

 

 

согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), - и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвлённый (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения).

Для ислама Иисус Христос - один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. С точки зрения секулярной исторической науки, он - явившийся и действовавший в иудейской среде религиозный деятель первой половины 1 в. н. э., с деятельностью учеников которого связано начало христианства (и в чьей историчности, вопреки околонаучным предположениям начала 20 в., позднее насаждавшимся советским официозом, нет причин сомневаться), родившийся, по-видимому, несколько раньше 4 года до н. э. (условно принятая точка отсчета нашей эры «от Рождества Христова», предложенная в 6 в., не может быть выведена из евангельских текстов и противоречит им, поскольку находится после даты смерти царя Ирода), проповедовавший в родной Галилее и других землях палестинского ареала и казненный римскими оккупационными властями около 30 н. э.

Вот уже много лет ученые пытаются восстановить реальный, исторический образ Иисуса. Историки, филологи и археологи терпеливо изучают и сопоставляют разрозненные находки. Древние тексты, камни давно разрушенных построек и чудом сохранившиеся полуистлевшие обломки рыбацкой лодки, вытесанные в известняке узкие могильные камеры, полустертые серебряные римские монеты и открывающиеся на стенах надписи на разных языках - все это воссоздает картину реальных событий двухтысячелетней давности. Или по крайней мере некоторые ее фрагменты. Они позволяют нам представить, как жили и дума­ли, на что надеялись, во что верили и что ненавидели лю­ди, населявшие захолустную восточную окраину Римской империи в начале новой эры. Эры, отсчет которой ведет­ся с рождения Иисуса. То, что Иисус был реальным человеком, сегодня признают практически все исследователи. Его историческое бытие подтверждается прежде всего свидетельствами нехристиан, людей, которых меньше всего можно за­подозрить в создании религиозного мифа.

Об Иисусе упоминают знаменитые древнеримские историки Светоний (ок. 70 - 130 гг.) и Тацит (ок. 55 или 56 - 120 гг.). Не менее значимо свидетельство иудейского историка и писателя Иосифа Флавия. Он родился в 37 или 38 году, в 66-м участвовал в восстании против римлян, однако вскоре предал своих и перешел на сторону противника. В 93 - 94 годах Иосиф Флавий написал для римского читателя труд "Иудейские древности", в котором подробно изложил историю своего народа. В этой книге он характеризует Иисуса как "чудотворца и учителя", но почти не сообщает биографических сведений о нем. Поэтому важнейшим источником сведений о жизни Христа до сих пор остается Новый Завет.

Сам Иисус не оставил после себя письменных свидетельств. Среди его первых учеников и последователей было не много людей ученых и образованных. Большинство из них не умели писать и только пересказывали слова и дела своего учителя, казавшиеся им особенно важными. Лишь между 40 и 50 годами нашей эры, как предполагают сегодня филологи и историки на основе анализа библейских текстов, христиане впервые собрали воедино и записали высказывания и притчи пришедшего из Галилеи.

Однако этот первоисточник, неизвестное нам "протоевангелие", по-видимому, бесследно исчез.

Ранних внехристианских источников, касающихся жизни и личности Иисуса Христа, почти нет. Его характеристика у еврейского историка 1 в. н. э. Иосифа Флавия (Antiq. XVIII, 3,3, 63-64) более поздняя вставка; однако вариант этого места, дошедший до нас в арабском переводе в составе хроникального труда, не внушает подобных подозрений. Он звучит так: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Образ жизни его был достойным, и он был известен своей добродетелью; и многие люди из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к распятию и смерти, но те, кто стали его учениками, не отреклись от его учения; они рассказали, что он явился им через три дня после распятия и был живым. Полагали, что он был Мессия, о котором пророки предсказывали чудесное» (Agapius, Kitab al Urvan, ed. par A. Vasiliev, Patrologia Orientalis t. VII, fasc. 4, Paris, 1912, p.472). Кроме того, у Иосифа Флавия упоминается «Иисус по прозванию Христос» в качестве известного родственника побитого камнями Иакова [в христианской традиции Иаков, Брат Господень (Antiq. XX, 9, 1)]. В Вавилонском Талмуде (Sanhedrin 43a) говорится об Йешу га-Ноцри (Иисусе Назарянине) как о человеке, который «творил знамения и чудеса и сбивал Израиль с пути», за что его казнили «в канун Пасхи»; однако запись талмудической традиции произошла на столетия позже составления Евангелий.

Наиболее древним сохранившимся свидетельством считаются составленные уже после 50 года "Послания" апостола Павла. Он не похож на других первохристиан, людей преимуществен-но простых, "низкого сословия". Этот по-эллински образованный иудей из малоазииского города Тарc лично не знал Иисуса и, вероятно, никогда не бывал на его родине в Галилее.

Павел (его иудейское имя - Савл) был человеком своего времени. Частные подробности жизни Спасителя, похоже, мало интересовали его. Павел практически не приводит сведений о самом Иисусе - за исключением, пожалуй, описания Тайной вечери.

Евангелия

В христианский канон вошло 4 Евангелия (греч. «Благовестия»), возникших через несколько десятилетий после описываемых событий. Наряду с этими существовали и другие аналогичные повествования, ныне утраченные. Как явствует из самого названия Евангелий, это не просто повествовательные тексты, имеющие целью лишь рассказать о некоторых событиях, но «весть», непременно обусловленная своим религиозным смыслом [в современном языке критической протестантской экзегезы (см. экзегетика) употребляется восходящий к Бультману термин «керигматичность», который образован от греческого слова «керигма» — возвещение, проповедь]. Однако эта ориентация Евангелий никоим образом не исключает точной и правдивой фиксации целого ряда фактов, порой отнюдь не легко укладывавшихся в схемы благочестивой мысли той эпохи; достаточно упомянуть версию о безумии Иисуса Христа, имевшую хождение между близкими ему людьми (Евангелие от Марка 3, 21), взаимоотношения Иисуса Христа с Иоанном Крестителем, которые истолковывались порой как статус (неверного) ученика для Иисуса Христа и превосходство Иоанна (например, в мандейской традиции), осуждение Иисуса Христа религиозными авторитетами его народа и римской властью, наконец, смерть на кресте, вызывавшая в позднеримскую эпоху более сильный, брезгливый ужас, чем у нас — смерть на виселице (недаром Распятие, со временем ставшее каноническим сюжетом христианского искусства, долго не изображалось совсем, а первые его изображения были сугубо условными). Евангельское повествование является не более, а гораздо менее стилизованным, чем большинство средневековых житий святых, в историчности которых не сомневается никто; и оно резко отличается от позднейших апокрифов, то есть не принятых традицией повествований, где разрабатываются эффектные сюжеты чудотворчества Иисуса Христа уже в детские годы, живописные детали картины воскресения Иисуса Христа и так далее. При этом авторы Евангелий рассказывают, собственно, о последнем периоде жизни Иисуса Христа, с которым связаны публичные выступления; Евангелия от Марка и от Иоанна так и начинаются с прихода Иисуса Христа к Иоанну Крестителю, Евангелия от Матфея и от Марка добавляют предания о рождении и детстве; сюжеты, связанные с промежутком от 12 лет (Евангелие от Луки 2, 41-52) до примерно 30 лет (там же 3, 23), полностью отсутствуют.

В наши дни большинство изучавших евангельские тексты исследователей сходятся во мнении, что первым свою "Благую Весть" (по-гречески "евангелион") записал на основе распространявшегося в общинах христиан предания Марк - до 70 года после Рождества Христова.

Матфей и Лука составляли свои тексты независимо друг от друга. Некоторые протестантские теологи и историки, последователи профессора Тюбингенского университета X. Бауэра относят их составление к последней четверти I века. Хотя большинство библеистов датируют Евангелие от Луки промежутком между 60-м и 70-м годами, а греческий текст Матфея - 70-ми годами (с оговоркой, что в него вошли переведенные с арамейского "Логии", изречения Спасителя, записанные в 40-50-х годах). В любом случае они опирались на Евангелие от Марка, а также на некий собственный материал. Эти три тесно связанных между собой текста Евангелий содержат больше конкретных сведений, чем мало связанное с ними, составленное в 90-х годах Евангелие от Иоанна. В нем воссоздание исторического хода событий отходит на задний план и подчиняется задаче сугубо богословской - раскрыть духовную сущность Благой Вести.
Примерно к 150 году Новый Завет, Четвероевангелие, оформился в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Другие тексты о жизни и учении Иисуса в дальнейшем уже не переписывались и со временем были утеряны и забыты. На сегодняшний день обнаружено около 5000 полноценных рукописей и отрывков из книг Нового Завета.

Увы, ни один оригинальный текст не сохранился. Все дошедшие до нас манускрипты представляют собой античные списки с первоисточников. Старейшим из существующих считается отрывок Евангелия от Иоанна, записанный на египетском папирусе около 125 года.

Четыре евангельских текста были написаны на греческом - международном языке общения грамотных людей того времени. Таким образом, Евангелия изначально представляют собой "перевод", ведь галилеянин Иисус говорил по-арамейски. Уже первые христианские общины пользовались "обработанными" редакциями Писания, составленными в едином стиле. Во всех них определенные устойчивые понятия, например такие, как именование "Иисус", приводятся в сокращении, понятном знавшим греческую грамоту христианам. Таким образом, важнейшим источником сведений об Иисусе из Назарета является корпус текстов, появившийся спустя много лет после Крестной смерти Спасителя.

Протестантская либеральная критика постоянно подчеркивает, что в подобных текстах практически невозможно отделить изначальный материал от позднейших наслоений, добавлений и изменений. Что-то, видимо, сокращалось: некоторые сведения могли представляться первым христианам второстепенными. И часть фактов оказалась утерянной навсегда.

Даже в тех редких случаях, когда обнаруживаются прежде неизвестные фрагменты этих текстов, получить новые или более подробные сведения не удается. Так было, например, с Евангелием от Фомы, обнаруженным в 1945 году в одной из древних христианских библиотек города Наг-Хаммади в Верхнем Египте. Основная часть этого текста была составлена весьма рано -до 100 года. Он содержит 144 приписываемых Христу изречения, каждое начинается словами "Иисус говорил...", но не содержит биографических сведений о самом Иисусе. Подробно о нем и его окружении не рассказывает ни один из существующих текстов. Тем не менее на их основе в комбинации с другими находками и открытиями ученым удалось составить примерный портрет Иисуса и описать его время.

Накануне рождения

На рубеже старой и новой эры еврейское население на своей исторической родине насчитывало примерно 400 тысяч человек. Они жили в двух областях: в окружающей Иерусалим от Иордана до Средиземного моря Иудее и в Галилее, протянувшейся на 40 километров к западу от Генниса-ретского озера.

Правителем этих областей был Ирод Великий. Отпрыск отца-язычника и матери-иудейки, Ирод по закону не имел прав на царское достоинство. Однако в свое время Ирод сделал ставку на Рим и в награду получил от римского сената титул "царь Иудеи". Он собирал часть налогов в пользу римлян, а римский гарнизон в Иерусалиме должен был защитить Ирода в случае народных волнений. Риму был очень выгоден послушный правитель в неспокойной провинции.

Неспокойной Иудея была всегда. А во времена Ирода там назревал кризис - политический, культурный и религиозный. Иудейские провинции находились фактически под властью римлян, сюда проникала греко-римская цивилизация с ее богами, спецификой экономических отношений и всем своим образом жизни. Жителям Иудеи становилось все более явным, что Господь лишает своей милости богоизбранный народ. Сердца наполнялись отчаянием, положение становилось взрывоопасным. Однако среди иудеев не было единства.

Элиту общества составляли саддукеи - группировка, объединявшая высших жрецов и иудейскую знать. Из их семей происходили первосвященники иерусалимского Храма. Только себя саддукеи считали хранителями традиций и божественных заповедей. Но, становясь представителями местной власти, они сотрудничали с завоевателями-римлянами. В народе их ненавидели.

Уважением простого люда пользовались фарисеи - ученые-книжники. Они умели читать и толковать священные книги Моисея и пророков, на их основе устанавливали законы и разрешали спорные ситуации.

В уединенном, отгороженном от внешнего мира поселении Кумран на выжженном солнцем и солью побережье Мертвого моря жили ессеи. Эти аскеты считали себя единственными, кто благодаря чистоте своей веры спасется при наступлении Судного дня.
Сикарии и зелоты надеялись не на древние книги и спасительный аскетизм, а на активную борьбу за власть и чистоту вероисповедания. С оружием в руках они сражались за освобождение своей земли. Неистовые сикарии - от слова "сика", обозначавшего короткий кинжал особой формы, - средь бела дня резали на улицах Иерусалима предателей, сотрудничавших с римлянами.

За исключением саддукеев, сторонники всех партий и сект провозглашали скорое наступление конца света. Они считали, что это будет решающая битва Бога со Злом, которая завершится освобождением народа Израиля. По улицам городов и селений бродили самопровозглашенные пророки и чудотворцы. Одних сопровождали почитатели, другие путешествовали в одиночестве.

В этой неспокойной стране царь Ирод с 37 года до н. э. по поручению римлян обеспечивал стабильность. Его политика характеризовалась одним словом - "жестокость". Малейшее подозрение в сопротивлении власти каралось смертью. Ирод позволил казнить даже собственную жену и сыновей, заподозренных в причастности к заговору.

До поры царь держал в своих руках Иудею. Но в 4 году до н. э. Ирод Великий скончался, и тут же начались восстания против римлян. Империи пришлось "наносить ответный удар" и вновь наводить порядок на иудейских территориях. Вечно бунтовавшую Галилею и соседнюю с ней область Перею отдали в управление Ироду Антипе, сыну Ирода Великого, а во главе Иудеи с 6 года был поставлен римский прокуратор.

Во время беспорядков римские легионы совершали карательные походы в Галилею. В результате одного из них был до основания разрушен великолепный город Сепфорис, а все население его перебито. Пройди римляне чуть дальше на юг, они бы наверняка опустошили и уединен ную деревушку на краю узкой долины - Назарет. И тогда ход всемирной истории мог быть совсем иным...

Во время разорения легионерами соседнего с Назаретом Сепфориса Иисусу, как полагают большинство историков, был месяц от роду. Согласно Евангелию от Луки, незадолго до рождения Иисуса его родители Иосиф и Мария покинули Назарет и отправились в Вифлеем, так как римский император Октавиан Август приказал провести перепись населения. Каждый житель страны должен был записаться в том месте, откуда происходил его род. В Вифлееме и появился на свет Иисус.

Рождение и детство

Сюжетная канва евангельских рассказов о жизни Иисуса Христа раскрывается следующим образом. Его рождение предсказано ангелом (архангелом) Гавриилом, явившимся Деве Марии в галилейском (северо-палестинском) городке Назарете (Евангелие от Луки 1, 26-38) и возвестившим, что у нее должен родиться Сын, который будет чудесно зачат по действию Духа Святого; эту же тайну ангел, не называемый по имени, открывает Иосифу Обручнику, усыновителю будущего младенца из числа обедневших наследников еврейской царской династии, явившись ему во сне (Евангелие от Матфея 1, 20-23). По ветхозаветным пророчествам (Михей 5, 2) мессианский царь должен родиться на земле Иудеи, в Вифлееме, легендарном городе царя Давида. Провиденциальной причиной, заставившей Марию, ожидающую ребенка, и Иосифа отправиться в Вифлеем, оказывается объявленная римскими оккупационными властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Евангелие от Луки 2, 1-5). Там, в Вифлееме, и рождается Иисус Христос — в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (там же 2, 7). Спасая младенца от царя Ирода (узнавшего о таинственных пророчествах и приказавшего уничтожать родившихся в Вифлееме младенцев как потенциальную угрозу своей власти), Мария и Иосиф бегут с ним в Египет, где остаются до смерти Ирода (Евангелие от Матфея 2,13-21). Годы, проведенные затем в Назарете, в целом окружены безвестностью; сообщается, что Иисус Христос выучивается ремеслу плотника (Евангелие от Марка 6, 3), что по достижении им иудейского религиозного совершеннолетия (т. н. бар-мицва) во время семейного паломничества в Иерусалим отрок исчез и был найден в Иерусалимском храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», что эти рабби «дивились разуму и ответам Его» (Евангелие от Луки 2, 47) и что в остальном он был «в повиновении» у Марии и Иосифа.

Вопрос о переписи до сих пор вызывает дискуссии. Некоторые историки считают, что она состоялась между 6 и 8 годами, то есть уже после Августа. Подтверждение находят в словах Луки о том, что перепись была "первой в правление Квириния". А Квириний был прокуратором Сирии с 6 по 11 годы, то есть много позже даты Рождества. Дальнейшая логика представителей этой школы библеи-стики выстраивается следующим образом.
Евангелист Лука сообщает, что Иисусу, когда он впервые обратился к народу с проповедью, было около 30 лет. Его деятельность, описываемая в Евангелии, продолжалась по меньшей мере год, прежде чем он был распят. Если бы Иисус действительно родился в год проведения Иродовой переписи, тогда распятие не могло состояться раньше, чем в 37 году. Однако точно известно, что прокуратор Иудеи Пон-тий Пилат, допустивший казнь Иисуса, в 36 году был отозван в Рим. Несовпадение исторических данных?

Однако Иосиф Флавий упоминает 6000 фарисеев, отказавшихся присягать Августу в последние годы правления Ирода. А сам Август незадолго до смерти составил документ с указанием всех податей и налогов, поступивших в том числе из Иудеи. Оба факта могли иметь место лишь при условии проведения именно в это время в Иудее переписи с целью упорядочить поступление налогов в казну и выявить точное число лояльных Риму жителей. Обнаруженные надписи на памятниках в Тиволи и Антиохии Пи-сидийской свидетельствуют, что Квириний дважды назначался правителем Сирии. В первый раз еще при царе Ироде, в последние годы до н. э.- именно тогда, когда и проводилась упомянутая Лукой перепись.

Матфей вносит свои уточнения в повествование о рождении и младенчестве Иисуса. Ирод, узнав от предсказателей-волхвов о рождении в Вифлееме младенца, которому суждено стать Царем Иудейским, приказал перебить всех мальчиков в возрасте до двух лет. Святое семейство - Иосиф, Мария и Иисус - бежало в Египет. Там дождалось наступившей вскоре смерти тирана и только после этого вернулось на родину и поселилось в Назарете.
Языческие и иудейские хроники содержат много примеров насилия и жестокости, которыми отличалась внутренняя политика Ирода. Однако о массовом убийстве младенцев ни один источник не сообщает. По мнению либеральных протестантских библеистов, спасение младенца Иисуса - лишь благочестивый вымысел.

Еще ветхозаветный пророк Михей предсказывал: будущий Царь Иудейский, Мессия должен явиться именно из Вифлеема. Назарет был настолько глухим местечком, что в Ветхом Завете о нем нет ни одного упоминания. Критики предполагают, что Матфей и Лука специально представили евангельскую историю таким образом, чтобы связать деяния Иисуса с древними пророчествами. А на самом деле все было не так, и Иисус родился в Назарете.

Никаких свидетельств в пользу Назарета как места рождения Спасителя нет. Но радикальная протестантская критика исходит из того, что если в основе описания каких-то событий лежит логика религиозная, эти описания историчными быть просто не могут и на самом деле все было прямо наоборот. Последователи этих идей вслед за библеистом рубежа XIX-XX веков А. Гарнаком стремятся "очистить от наслоений" образ Иисуса как "учителя высокой нравственности" и отбросить "пустые мудрствования о Богочеловечестве". В евангельском рассказе о непорочном зачатии Спасителя Пречистой Девой они видят лишь мифологическое отражение представлений греков и римлян о том, что выдающиеся личности появляются на свет как результат союза божества и земной (обычно невинной) женщины. Такова, например, легенда о рождении Геракла, да и многих правителей древности. Однако для иудеев такого рода легенды были немыслимы и воспринимались как кощунственные.

Евангелие от Матфея начинается словами: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова". Затем идет перечисление предков Иисуса вплоть до "Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос". Возникает вопрос: если Иосиф не был родным отцом Иисуса, то почему в Евангелии приводится именно его родословная, а не родословная Марии. Но в древнем Израиле родословная никак не могла строиться по женской линии. Кроме того, Иисус по иудейскому закону мог рассматриваться только как родной сын Иосифа. Некоторые исследователи предлагают такое толкование: очевидно, Мария была у своих родителей Иоакима и Анны единственным ребенком, и по иудейскому закону ее могли выдать замуж лишь за представителя того же рода. Следовательно, родословная Иосифа - это и родословная Марии. На основании исторических свидетельств можно предположить, что Иисус родился в конце правления Ирода Великого - до весны 4 года до н. э.

Что представлял собой Назарет в то время? Несколько хижин, сложенных из саманного кирпича, пара колодцев, источник, две мельницы и хлебный амбар. За ними раскинулись виноградники, поля, оливковые рощи. Едва ли в Назарете жило больше 400 человек. Все селение можно было обойти за несколько минут. Судя по данным археологических раскопок, в Назарете не было ни одного общественного сооружения. В Новом Завете упоминается синагога, но, очевидно, она была устроена в чьем-то доме.

Один из домов, должно быть, принадлежал Иосифу и его жене Марии. В Евангелиях упоминаются четверо братьев Иисуса - Иаков, Иосия, Иуда, Симон - и по крайней мере две сестры. Либеральные протестантские биб-леисты полагают, что это дети Марии и Иосифа, появившиеся на свет после Иисуса. Однако употребляемое в Евангелиях греческое слово "adelfos", и его арамейский первоисточник означали совсем не обязательно родных братьев.
Так называли любых родственников одного поколения: двоюродных и троюродных братьев, шуринов и т.д. По всей видимости, речь идет о сводных братьях и сестрах Иисуса - детях Иосифа от первого брака (он женился на Марии уже в преклонных летах). На это указывают и некоторые апокрифические источники, а Иоанн говорит, что перед смертью Иисус поручил заботы о своей матери ученику, и тот "взял ее к себе". Если бы у Марии были другие родные дети, такое оказалось бы невозможным даже просто по иудейскому закону.

Евангелия указывают, что Иосиф был "тектон". По традиции это слово переводят как "плотник". Но смысл профессии лучше передает понятие "мастер-строитель", ремесленник, работающий и с камнем, и с соломой, и с деревом. В греческих финансовых и административных отчетах той эпохи тектоны упоминаются, например, в записях о строительстве шлюзов, починке зернохранилищ и даже седел. Каковы бы ни были детали, первенец Иисус обязан был овладеть ремеслом отца. Это предписывала незыблемая традиция.

Мог ли строитель найти достаточное количество заказов в крошечном Назарете? Вряд ли. Можно предположить, что Иосиф - а вместе с ним и Иисус в качестве помощника - отправлялись на поиски работы в соседний Сепфорис. Этот город после разорения римскими войсками отстраивался заново. Если это так, то Иисус не понаслышке должен был знать пышную красоту эллинистической культуры. Быть может, он даже учил греческий. С другой стороны, большинство его земляков из Назарета могли читать и писать лишь в ограниченном объеме. В синагоге он слышал истории из Торы, высказывания пророков и запоминал их наизусть. Так воспитывали детей и подростков в Галилее того времени.

Все прочее, что касается детства, юности и первых лет взрослой жизни Иисуса, -лишь догадки и предположения. В Евангелиях об этом ничего не говорится. Не находим мы в них ничего и о том, как выглядел Иисус. Первые его изображения были созданы по прошествии нескольких столетий с момента распятия.

Начало проповеди

Но что же было в нем необычного, выдающегося? Кто или что в конце концов заставило Иисуса покинуть Назарет? Что сформировало его личность за те тридцать лет, что он провел в этом городе? Саддукеев и священников вряд ли интересовал маленький Назарет и его простецы-обитатели. Маловероятно, что Иисус с ними вообще встречался. Впадающих в гордыню фарисеев сам Иисус будет позже обличать - маловероятно, что он мог быть когда-либо близок к этим людям.

Не был ли Иисус ессеем? Ведь ессеи, как позже и Иисус в своих проповедях, постоянно говорили о грядущем наступлении Царства Божия. Однако непохоже, что такие важнейшие для ессеев понятия, как Храм, священство, чистота культа, имели для Иисуса особое значение. Да и по своему психологическому типу это были очень уж разные люди: ессеи считали себя праведниками из праведников, Иисус, напротив, в первую очередь обращался к грешникам и падшим.

Мог ли он примыкать к зелотам? Эта радикальная партия ревнителей свободы и религиозной чистоты внушала обездоленным и униженным в Иудее надежду на скорые перемены. Зелоты жертвовали собой, принимали мученическую смерть во имя идеи. Однако они боролись с оружием в руках, они убивали врагов, что для Иисуса было совершенно недопустимо.

Быть может, к новым радикальным взглядам Иисуса привели какие-то крайние обстоятельства его жизни? Теолог Герд Людеман особым образом толкует один из отрывков древнейшего Евангелия. Евангелист Марк рассказывает, как уже взрослый Иисус проповедовал в Назарете, и один из бывших земляков называл его "сыном Марии". Немецкий исследователь считает, что это не случайно, ведь общепринятое в то время именование человека осуществлялось по его связи с отцом: "сын такого-то". Означает ли это, что в Назарете Иисуса не считали сыном Иосифа?

Так или иначе, Иисус, скорее всего в 28 или 29 году, совершает поступок почти неслыханный для своего времени - покидает семью. Иосиф к этому моменту, вероятно, уже умер, по крайней мере в Евангелиях при описании дальнейших событий он не упоминается. После смерти отца обычай предписывал первенцу взять на себя заботу о матери и прочих членах семьи. Тот, кто оставлял семью в подобных обстоятельствах, в глазах общества выглядел недостойным человеком. Прежде всего этого не простили Иисусу его сводные братья. Когда он уже приобрел известность в народе, они хотели вернуть его в семью. Вот как это описано у евангелиста Марка: "И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его".

Причины, по которым Иисус навсегда покинул Назарет, нам достоверно не известны. Зато Евангелия сообщают, куда он направился - к Иоанну Крестителю. Иоанн был одним из многочисленных проповедников смутного времени в Земле Иудейской. Его знали как пророка, который на берегу реки Иордан предупреждает о приближении Страшного суда и обещает наследие вечности тем, кто покается в грехах и примет от него крещение водой.

Сообщает об Иоанне Крестителе и Иосиф Флавий. В соответствии с текстом Евангелия от Луки, Иоанн начал свою деятельность в "пятнадцатый год правления Тиверия кесаря". То есть между осенью 28 и осенью 29 годов. И уже скоро у этого человека, который обличал безнравственные поступки власть имущих, появилось много почитателей. В конце концов Ирод Антипа, напуганный даром убеждения Крестителя и его растущей в народе популярностью, приказал казнить пламенного пророка.

Некоторые библеисты полагают, что Иисус на короткое время, быть может, недели на две, присоединился к числу последователей Иоанна. Он принял от него крещение в Иордане и после того вновь ушел. В начале 29 года новый проповедник начал исполнение своей миссии в Галилее.

Согласно библейской традиции, общественное служение Христа продолжалось около трех с половиной лет. Однако либеральные критики полагают, что Иисус проповедовал приблизительно год. Они не считают историческим источником Евангелие от Иоанна, в котором подробно освещается ранний иерусалимский период проповеди. А Матфей, Марк и Лука повествуют преимущественно о событиях в Галилее. Среди мест, где побывал Иисус, отмечены Капернаум, Вифсаида и Хоразин - своеобразный треугольник на побережье Геннисаретского озера, обойти который можно за 4-5 часов. Именно в этой местности он рассказывал свои притчи, здесь творил чудеса, а выходя в странствия, сюда же возвращался - обычно в Капернаум.

Иными словами, Иисус по своему происхождению, по продолжительности общественного служения и по месту, где он в основном проповедовал, не был, так сказать, фигурой общенационального масштаба. Ничего удивительного в том, что близкие к нему по времени древние авторы сообщают о нем так мало. Большее удивление вызывает тот факт, что они его вообще упоминают - ведь людей, пророчествовавших и обличавших нравы, в Иудее тех времен было очень много. Из этого можно сделать вывод, что новый пророк производил очень сильное впечатление.

В Евангелии все выглядит так: Иисус обращается к молодым людям с призывом "Следуйте за мной!". И те оставляют семью, дом, хозяйство и отправляются в путь за Учителем. Вполне возможно, что люди действительно безоговорочно следовали за ним. Ведь некоторые из них даже спустя десятилетия после Распятия шли ради него на смерть - например, Петр. Согласно Евангелию от Иоанна, Петр и его брат Иоанн, первые апостолы, были последователями Иоанна Крестителя или по крайней мере сочувствовали его идеям. Не исключено, что Иисус мог встретиться со своими первыми учениками еще до собственного крещения и уже тогда завоевать доверие и почтение с их стороны.
Дом Петра в Капернауме на берегу Геннисаретского озера служил для Иисуса частым пристанищем. Здесь он совершил свое второе чудо (исцеление тещи Петра), сюда возвращался в перерывах между странствиями. В какой-то степени это подтверждается и археологическими находками. В 1906 году под развалинами византийской церкви на берегу Геннисаретского озера нашли следы античной постройки. С 1968 по 1998 годы эту находку подробно изучали археологи-францисканцы. Руины византийской церкви и более древнего позднеантичного языческого храма скрывали остатки древнего жилого дома. Приблизительно 2000 лет назад квадратная постройка из глины, соломы и дерева обрамляла внутренний дворик. Одно из помещений сильно отличалось от прочих: в античные времена его неоднократно оштукатуривали. Сняв слои глиняной штукатурки, археологи увидели сотни надписей на греческом, сирийском, иврите и латыни.
Это были благочестивые пожелания паломников, которые начиная со II века посещали дом на берегу озера как святыню. Христиане первых веков помнили, где находился дом Петра. Не прошло столетия после гибели апостола, а его дом превратился в место поклонения.

Во времена Иисуса Капернаум был процветающим городом на берегу Геннисаретского озера. Жили здесь преимущественно рыбаки, население доходило до тысячи человек. Капернаум больше подходил Иисусу в качестве перевалочного пункта, чем Назарет. Город располагался поблизости от морского пути в Египет и Сирию.

Наверное, римлянину это поселение показалось бы жалким: немощенные, в беспорядке разбросанные улицы шириной не более трех метров, канализация отсутствует, вместо порта - пара каменных молов на берегу. Но среди галилейских рыбаков иметь дом в Капернауме считалось большой удачей.

В январе 1986 года на берегу озера были выкопаны обломки древней лодки. По всей видимости, это было рыбацкое судно, построенное, как показал радиоактивный анализ древесины, в I веке. Расчеты показали, что 8-метровая лодка имела мачту. Киль был сделан из ливанского кедра, бортовые доски из сосны скреплялись шипами и железными гвоздями. На борту обнаружили несколько глиняных сосудов и масляную лампу.
Такая лодка могла перевозить по крайней мере 13 человек - самого рыбака и дюжину нанятых работников или рабов. По всей видимости, рыбаки из Капернаума занимались вполне выгодным делом, которое приносило неплохой доход. Рыбак Петр, первым последовавший за Иисусом, вряд ли был бедным человеком.

О других первых апостолах едва ли что-то известно, кроме их имен. Согласно Евангелиям, Симон - зелот, борец за веру и свободу, который впоследствии последовал за Христом. Филипп - иудей с греческим именем, для которого греческий язык, возможно, был родным. Иуда Искариот - "человек из Кариота", города на восточном побережье Мертвого моря.

Можно утверждать с высокой долей вероятности, что большинство последователей Иисуса были, как и их Учитель, простолюдинами из Галилеи. В те времена молодежь довольно часто объединялась вокруг известного и уважаемого ученого-книжника или раввина и сопровождала его в странствиях.

Необычным выглядит то, что за Иисусом последовало много женщин. Иудейское общество было, разумеется, патриархальным. Для образования религиозной общины с синагогой по закону требовалось 10 мужчин и не требовалось ни одной женщины. Женщинам запрещалось читать Тору, выходить за пределы отведенного для них места в Иерусалимском Храме, их свидетельства ничего не значили для суда. Они были абсолютно бесправны и, как мы бы сказали сегодня, общественно пассивны. Однако с самого начала общественного служения Иисуса, это подчеркивают все евангелисты, женщины стали его преданными последовательницами. Наиболее известна среди них Мария из Магдалы, городка на полпути от Назарета в Капернаум. Иисус исцелил ее от "семи бесов" - тяжелой духовной болезни и физических страданий.

Необычным было также то, что ученики Иисуса сопровождали его практически постоянным составом. Это было ответом на провокационный для того времени призыв Иисуса покидать свои семьи и дома: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня!" Иисус сам причислял себя к отверженным и отшельникам, удел которых - одиночество и безбрачие во имя исключительного служения Богу.

В глазах мирных крестьян, пастухов и рыбаков Иисус и его последователи должны были выглядеть людьми необычными. Они пробуждали смутную тревогу в этих трудившихся не покладая рук людях - жили исключительно подаянием, переходя с места на место, не имея ничего, даже дорожного посоха. И в то же время, как ни странно, они вызывали доверие и расположение: вскоре в этой маленькой местности каждый житель лично знал либо Иисуса, либо кого-то из его учеников.

Иисус был одним из многих, кто в те времена странствовал, проповедовал и совершал чудеса. Вера в чудесные деяния свойственна людям древних эпох, чудо было "частью их жизни". Умением творить чудеса славились многие иудейские "рабби". Внезапные исцеления от болезней случались и в храмах греческих богов, например, бога врачевания Асклепия. Трудно сказать, насколько во всем этом сказывалось то, что мы сегодня называем самовнушением. Иисус исцелял больных и одержимых злым духом. Кого в те времена называли "бесноватыми"? Быть может, психически больных, людей, страдающих какими-то формами истерии или психоматических расстройств? Возможно, сила внушения исцеляющего была настолько велика, что могла пробудить собственный восстановительный потенциал в организме больного.

Никто из оппонентов Иисуса не оспаривал совершаемые им чудеса. Обращение к потусторонним силам считалось настолько значимым, что не подлежало сомнению. Но для самого Иисуса чудесные деяния были, пожалуй, менее важны, чем его проповеди.
Речи Иисуса подрывали общественные устои. Его демонстративное презрение к богатству восстанавливало против него элиту общества: крупных землевладельцев, знать, священников. Иисус обличал - правда, гораздо менее резко -культ, ритуалы и религиозные заповеди иудаизма. Почитание субботнего дня? "Суббота для человека, а не человек для субботы". Прелюбодеяние, наказуемое смертью, по крайней мере, для женщин? "Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень". Ритуал похорон? "Следуй за мной и предоставь мертвым хоронить своих мертвецов". Подобное пренебрежение традициями могло быть воспринято власть имущими как призыв к бунту. Ведь соблюдение этих предписаний отличало иудеев от их часто более сильных и могущественных соседей. Евреи выделялись своей верой и всем, что ей сопутствовало: почитанием субботы, запретом на употребление определенной пищи, обрезанием и другими религиозными обычаями. Эти правила столетиями формировали чувство единства, пронесенное иудеями через изгнание и сохраненное в самых отдаленных диаспорах. Пренебрежение древними обычаями воспринималось как предательство религии и памяти предков.

Иисус - иудей, его последователи - иудеи, он проповедует перед иудеями (и недвусмысленно отказывается проповедовать перед язычниками). Тем не менее он требует от своих учеников отказаться от многого, что веками формировало сущность иудаизма. Но какое значение могут иметь традиции, когда наступают последние времена? Как и Иоанн Креститель, как и многие, Иисус говорит о приближении последнего и решающего столкновения Добра со Злом. Но другие проповедники говорят, что Царство Божие близко. А Иисус утверждает, что оно уже здесь - в его лице, в его деяниях. Так можно понять его слова. Тот, кто последует за ним, спасется, кто отвергнет его - будет проклят на Страшном суде. Себя он называет Сыном Человеческим - загадочное наименование, которое восходит к пророчествам Ветхого Завета. В книге пророка Даниила говорится, что явится некто "как Сын Человеческий" и получит от Бога власть над народами.

Позволял ли Иисус называть себя Мессией, "помазанником Божиим"? В это время иудеи жили ожиданием грядущего "помазанника". Это мог быть правитель, пророк или первосвященник - человек, отмеченный Господом, получивший от него благословение нести добро и спасение народу Израиля. О том, как, когда и откуда должен явиться Мессия, велись ожесточенные споры.

В Новом Завете ученики Иисуса говорят о нем как о Мессии. В восходящем к древней устной традиции Евангелии от Фомы это слово отсутствует. Возможно, сам Иисус, по крайней мере публично, не настаивал на такой идентификации. Но никогда от нее и не отказывался - все его учение строилось на том, что Учителя нужно было рассматривать как Мессию. В том-то и состоял самый дерзкий вызов: сын плотника претендует на то, чтобы быть Мессией, становится высшим авторитетом иудаизма. Такая перспектива не устраивала ни иудейских священников, ни римские власти. Но, в отличие от Иоанна Крестителя, Иисуса практически не преследовали. Может, потому, что, хотя он не раз бывал в Иерусалиме на праздниках, его деятельность ограничивалась в основном отдаленной от столицы областью Галилеи?

Или же деятельность Иисуса властям казалась безуспешной и потому не представлявшей особой опасности? Некоторые факты указывают, что через год активного проповеднического служения для Иисуса наступил некий кризисный момент. Он странствовал по Галилее, сопровождаемый двенадцатью учениками или более многочисленной толпой последователей, обходил побережье Геннисарет-ского озера, возвещал благую весть о приближении Царства Божия. Через пару месяцев уже каждый в этой местности хоть что-то слышал о нем - одни поверили ему, другие нет. Что же дальше?

А ничего. Ничего за это время не изменилось. Субботний день почитался так же, как раньше, фарисеи занимались толкованием древних книг, ессеи боролись с фарисеями, саддукеи заключали союзы с завоевателями, милостью римского императора Ирод Антипа правил страной.

Матфей и Лука передают, что Иисус проклял города Галилеи за то, что они "не покаялись". Так же был проклят и Капернаум: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!" В Назарете бывшие земляки Иисуса, опешив от того, что сын плотника принялся проповедовать, изгнали его из синагоги и хотели даже сбросить со скалы.
Предположительно в начале 30 года Иисус принял решение отправиться в Иерусалим, где он не раз праздновал Пасху. Возможно, перенос служения из Галилеи в духовный центр страны был последовательным и логичным продолжением его деятельности. Но также возможно, что это был поступок движимого сомнением человека, гонимого у себя на родине. Как бы то ни было, в конце марта 30 года - именно эту датировку, по всей видимости, следует принять - он отправился в путь.

Иисус был распят, как сообщают евангелисты, в пятницу во время подготовки к празднику Пасхи. В том году праздник приходился как раз на субботу, а распятие состоялось непосредственно перед ним.

Пасха праздновалась 15 числа месяца нисан. Даты иудейского лунного календаря, в отличие от чисел используемого сегодня календаря солнечного, были скользящими и из года в год менялись. В описываемый период 15 день месяца нисан дважды выпадал на субботу - в 30 и 33 годах. Независимо от того, как долго продолжалось общественное служение Иисуса, следует, вероятно, принять более раннюю дату. 15 день нисана 30 года соответствовал 8 апреля по солнечному календарю. Это был последний день земной жизни Христа.

Спустя четыре или пять дней Иисус достиг Иерусалима, заполненного перед праздником огромным количеством паломников. Он остановился в Вифании, местечке у восточного подножия Елеонской горы, в трех километрах от города.

Евангелия полны предсказаний Иисуса о собственной кончине. Однако последователи идей А. Гарнака полагают, что эти слова были вложены в уста Иисуса евангелистами, а в действительности он мог ожидать от своего пребывания в Иерусалиме лишь споров со священниками и фарисеями, но никак не смерти.

Но многие поступки Иисуса действительно выглядят так, будто он сознательно приближает расправу над собой. Так, 5 апреля 30 года, три дня спустя после входа в Иерусалим, Иисус устраивает беспорядки в Храме - и это накануне почитаемого иудейского праздника и на глазах у римских солдат!

Иерусалимский Храм, строить который на Храмовой горе начали в годы правления Ирода Великого, представлял собой сооружение из белого обтесанного камня. Чтобы попасть туда, нужно было сначала подняться по лестницам в западную часть Иерусалима, в верхний город, где располагались усадьбы иудейской знати и священников. А уже этот район соединялся сводчатыми переходами с храмовым кварталом, изолированным от мест скопления простолюдинов. Святыню окружала колоннада, формирующая двор храма. В его помещения разрешался вход только иудеям, в просторное преддворие допускали и язычников. Там же расставляли свои прилавки торговцы. Они были такой же необходимой составляющей жизни Храма, как и священники.

Иерусалимский Храм был единственным местом, где иудеям разрешалось совершать ритуальные жертвоприношения. Дм этого в торговых рядах приобретали барашка или другое жертвенное животное. Жертвы приносили ежедневно по утрам и после полудня, и на рынке перед Храмом всегда толпился народ.

Подробности того дня остаются неясными. Очевидно, 5 апреля Иисус, окруженный своими последователями из Галилеи, в толпе других паломников поднялся из нижней части города к Храмовой площади. Там он натолкнулся на лавки и столы торговцев и менял. Никто не знает, сколько прилавков он опрокинул и как ему и его спутникам удалось выбраться из этого беспорядка среди мечущихся животных, кричащих торговцев и разгневанных паломников. Это событие христиане позже воспринимали как изгнание Иисусом из "дома молитвы" алчных служителей культа наживы. Но присутствие торговцев было необходимо для отправления религиозного культа. Изгнав их, Иисус посягнул на сущность Храма. Это было не просто "очищение" -это был акт разрушения, пророческое действо, призванное показать, что наступает конец храмовых ритуалов, что приближается Царство Божие. Такой поступок, в отличие от проповедей, притч и чудес, уже не мог быть проигнорирован иудейскими священниками. Совершенное в тот день Иисусом было воспринято как вызов, восстание, открытый выпад против элиты иудейского общества.

Иисус неожиданно начал представлять опасность для всего сообщества саддукеев. Из их среды назначался первосвященник, храмовый культ являлся основой их авторитета, власти и состояния - налог на Храм приносил саддукеям немалые доходы. По версии евангелиста Иоанна, первосвященники и фарисеи решили убить Иисуса несколько раньше - а именно после того, как он воскресил Лазаря. Однако, скорее всего, Иисус окончательно решил свою судьбу лишь тогда, когда изгнал из Храма торговцев. По логике первосвященников это было более опасным деянием, чем любые притчи, проповеди и даже открытый отказ от обычаев и традиций.

В тот день, меньше чем за сорок восемь часов до начала праздника Пасхи, он приобрел смертельного врага в лице первосвященника Каиафы. Каиафа настоял на казни Иисуса, а Понтий Пилат вынес приговор. Кем были два этих человека, навсегда оставшиеся виновниками самой известной в истории казни?

Происходивший из семьи саддукеев Каиафа начал свое восхождение к власти, женившись на дочери первосвященника. Ко времени описываемых событий он сам уже 12 лет пребывал в высшем духовном сане.

В ноябре 1990 года, проводя раскопки в Иерусалиме южнее современного исторического центра, археологи обнаружили гробницу семейства Каиафы. Израильские ученые - археолог Цви Гринхут и антрополог Джоэ Циас - исследовали этот семейный некрополь, с которого открывается вид на гору Сион и который в I веке неоднократно использовался для захоронений. Они обнаружили в общей сложности 63 скелета, распределенные по 12 оссуариям -саркофагам из известняка. В них иудеи погребали кости покойника после того, как тело его истлевало. Один из найденных оссуариев был украшен узорами и надписью с именем Каиафы. В нем исследователи обнаружили скелеты троих детей, юноши, взрослой женщины и мужчины приблизительно 60 лет - возможно, останки самого первосвященника.

Понтий Пилат был прокуратором Иудеи с 26 года. Он происходил из среды воинов-всадников, второго по значимости класса римского общества. Один из его предков участвовал в заговоре против Юлия Цезаря. Посланный "присматривать" за Иудеей, Пилат не любил Иерусалим. Его резиденция находилась в приморской Кесарии, в Иерусалим он приезжал только в исключительных случаях.

Пилата считали человеком корыстным, властным и жестоким, он редко отступал от принятых решений. В одной из хроник рассказывается, что вскоре после своего назначения он распорядился доставить в Иерусалим украшенные позолотой щиты с изображением императора Тиберия. Это вызвало гневное возбуждение в среде иудейского народа, люди требовали убрать лики императора из столицы. Ее жители собрались перед дворцом Пилата и оставались там в течение нескольких дней. Они были готовы скорее пасть от руки римских солдат, чем снять свои требования. Только после этого Пилат отступил. Также сообщается, что за время его службы в Иудее было жестоко подавлено народное восстание, а для пресечения беспорядков учинена настоящая кровавая резня.
В Риме были давно уже недовольны слишком грубой и прямолинейной политикой Пилата. Он не был искусным правителем и не мог без насилия управлять жизнью Иудеи. В 36 году Понтий Пилат был отозван в столицу империи, ему даже грозило судебное разбирательство. В том же 36 году Каиафа лишился своей должности первосвященника - решение о том, кто должен пребывать в этом сане, принималось римскими властями. Все это свидетельствует о том, насколько тесно были связаны между собой судьбы этих двух политических деятелей.

После того, как торговцы были изгнаны из Храма, Каиафа должен был расправиться с Иисусом. Однако смертные приговоры утверждал Пилат. Почему Иисус не был арестован сразу же, на месте событий, в Храме - ведь главная святыня иудаизма постоянно охранялась? Это остается неясным. Возможно, Иисусу удалось скрыться, пользуясь всеобщим хаосом и замешательством. А быть может, Каиафа хотел избежать публичного ареста проповедника, опасаясь народных беспорядков в и без того накаленной атмосфере Иерусалима.

Теперь было очевидно, что Иисусу придется понести наказание и что этим наказанием может быть смертная казнь. Перед лицом гибели Иисус пытается объединить своих ближайших учеников в некое сообщество, которое могло бы впоследствии продолжать распространение его идей без его непосредственного участия.

В гостевой горнице в Вифании во время последней трапезы с учениками, именуемой Тайной вечерей, он велит творить им причастие "в воспоминание" о нем. Затем идет в Гефсиманский сад, расположенный в долине Кедрона к востоку от Храма, чтобы помолиться. Там в полночь он и был арестован отрядом, посланным первосвященником.
Возможно, Иуда действительно продал его - за тридцать сребреников или движимый разочарованием. Сведения, полученные от Иуды, были необходимы, чтобы с точностью установить, где находится Иисус, а также, вероятно, чтобы указать воинам, кого искать. Не является ли поцелуй Иуды лишним свидетельством того, что Иисус не был известен среди жителей Иерусалима и для его опознания потребовалась дополнительная помощь?
Арестованного повели к Каиафе в его резиденцию в верхнем городе или же в здание, где заседал синедрион. Там уже ожидал первосвященник и по крайней мере некоторые из членов высшего иудейского совета - синедриона. Но синедрион не имел права выносить приговор за тяжкие преступления. Это мог делать только Пилат. Первосвященник мог лишь составить обвинительное заключение. Для этого необходимо было провести допрос, в ходе которого Иисуса вынудили назвать себя Мессией или, по крайней мере, этого не отрицать. 

Каиафе требовалось быстро решить это дело. Вечером уже начавшегося дня трубы должны были возвестить начало субботы, а вместе с ней и праздника Пасхи. Закон запрещал казни в такие дни.

Через часа два Иисус был препровожден ко дворцу Ирода, расположенному неподалеку от современных Яффских ворот. Там располагалась иерусалимская резиденция Пилата. Римский магистрат проводил судебные разбирательства, как правило, по утрам. Однако связанный Иисус предстал перед Пилатом уже к приходу сумерек. Римские граждане могли обжаловать приговор магистрата у императора. Для подданных империи, лишенных этой привилегии, к которым относился и Иисус, существовала одна единственная судебная инстанция - первая и последняя.

Состав преступления, согласно обвинительному заключению, носил не религиозный, а политический характер: призыв к восстанию против Рима.

Евангелисты, излагая события этого судебного процесса, представляют Пилата как колеблющегося судью. Убедившись в невиновности Иисуса, он умывает руки и предлагает иудеям отпустить его. Но иудеи настаивают на смертном приговоре. Либеральные протестантские библе-исты считают, что дело обстояло по-другому. Они ссылаются на то, что, когда Марк и прочие евангелисты составляли свои тексты, христиане, по преимуществу иудеи, отделились и обособились от веры предков - иудаизма, превратились в его противников и начали активную миссионерскую деятельность среди язычников. А самыми "близкими" язычниками были римляне, потомки тех, перед кем предстал для суда Иисус. Однако эту логику опровергают, научные открытия, сделанные представителями той же школы библейской критики. Еще в середине XIX века Ф. Баур доказывал, что раннехристанская эпоха характеризовалась борьбой петринистов - сторонников идеи религиозной преемственности по отношению к иудаизму - и паулинистов, провозглашавших "Евангелие свободы" и открытость Благой Вести язычникам не из евреев. В римской общине христиан преобладали, естественно, петри-нисты, последователи апостола Петра. Их отношение к языческому окружению было более чем осторожным и дискредитировать иудейское сообщество "несправедливыми" обвинениями, чтобы "обелить" римлян, они были явно не заинтересованы.

Тем не менее либеральные критики полагают, что Пилат провел процесс очень быстро. Он предъявил Иисусу обвинения в подстрекательстве к восстанию или в организации массовых беспорядков. Сразу же после того по установленному римлянами порядку Иисус был передан в руки воинского подразделения, ответственного за проведение казней. Солдаты забрали его одежду и избивали его кожаными ремнями с шипами и свинцовыми гвоздями по краю, оставлявшими на теле глубокие рваные раны.

Затем истекающего кровью, нагого Иисуса в сопровождении еще двух приговоренных к казни повели по улицам Иерусалима. Согласно Иоанну, он сам нес свой крест (три других евангелиста пишут, что крест нес случайный прохожий по имени Симон). Один из солдат повесил на шею Иисусу дощечку, на которой обозначалось преступление осужденного. На ней была надпись: INRI, сокращение от слов "Иисус Назорей Царь Иудейский". От дворца Ирода его провели через верхний город, через Генавские ворота у Гиппикейской башни к месту, называемому Голгофа, или "Лобное место". Оно находилось к северу от города - на вершине холма в районе старых каменоломен.

Не многие из учеников Иисуса собрались на Голгофе. Апостолы, за исключением Иоанна, бежали. При казни присутствовали несколько сопровождающих его в странствиях женщин. По крайней мере позднее они стояли недалеко от креста. Среди них была и Мария Магдалина. По свидетельству евангелиста Марка, был девятый час утра, когда Иисуса пригвоздили к кресту.

Распятие считалось наиболее позорной казнью в Римской империи. Так казнили опасных преступников и рабов. Самым мучительным в этой казни было неестественно вытянутое положение тела. Жертва должна была неизбежно опираться на привязанные или прибитые к кресту ноги. В таком положении, с широко распростертыми руками, человек принимался задыхаться в тот же миг, как только тело его начинало провисать.

Эта мучительная пытка - когда, пытаясь спастись от приступа удушья, человек вынужден изо всех сил тянуться вверх, - могла длиться часами, иногда даже несколько дней. Когда охранявшие место казни воины, устав от долгого ожидания, перебивали кости ног распятого, это воспринималось как акт милосердия. В этом случае лишенное опоры тело беспомощно опускалось вниз, и через несколько минут распятый умирал от удушья.
Иисус мучился шесть часов. Свидетелями его смерти стали охранники на Голгофе, быть может, толпа зевак на городской стене, откуда хорошо было видно место казни, наконец, Мария Магдалина и еще несколько женщин из окружения Спасителя. Эти женщины были единственными из уверовавших в Иисуса, кто был с ним до конца его земной жизни. Они слышали, как Иисус возопил перед смертью: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?" Эти слова не были просто знаком сомнения, уныния или растерянности. Это было начало 22 псалма, иудейской предсмертной молитвы.

Но у него уже не достало сил закончить ее. Как лаконично сообщает евангелист Марк, "Иисус же, возгласив громким голосом, испустил дух". Было около трех часов дня 7 апреля 30 года.

Большинство распятых в Римской империи оставались висеть на крестах. Они не имели права на захоронение. Так было принято во всех концах огромной империи, но только не в Иудее. Незахороненные трупы, считали иудеи, оскверняют землю предков. Не из сострадания к умершим, а заботясь о сохранении культовой чистоты, они быстро погребали даже преступников.

В Евангелиях сообщается, что некий Иосиф из Аримафеи, благочестивый иудей и член синедриона, обратился к Пилату за разрешением забрать тело Иисуса. Высеченную в скале гробницу с приваленным ко входу камнем Иосиф, как многие богатые иудеи, заказал для себя еще при жизни. Эта могила находилась недалеко от Голгофы. Здесь без церемоний Иисус был захоронен прежде, чем прозвучали трубы, возвестившие о наступлении субботнего дня.

Ранним утром 9 апреля Мария Магдалина, а с ней еще, возможно, две или три женщины пришли к гробнице. В соответствии с иудейским обычаем они намеревались по окончании субботы помазать тело Иисуса ароматными маслами. Гробница, однако, оказалась пустой.

Что же произошло тем утром 9 апреля? Бесспорно, нечто совершенно особое, ведь без воскресения не было бы христианства. Это чудо стало для будущей мировой религии началом, обоснованием и оправданием: Иисус победил смерть, и тех, кто за ним последует, ждет та же победа. Какая грандиозная надежда! Но на чем она основана? 

Разные евангельские тексты содержат, как это часто бывает, противоречивые свидетельства. По воскресении Иисус является апостолам в Иерусалиме или же на пути в Эм-маус, а быть может, и в Галилее (здесь он даже вкушает с ними рыбу). Или первыми его увидели двое из апостолов, чьи имена даже не называются. Другой вариант: его увидел только Петр.

Евангелия едины лишь в одном: пустую гробницу обнаружили женщины, среди которых была Мария Магдалина. Быть может, кто-то из ближайших приверженцев Христа тайно перезахоронил его где-то в другом месте, чтобы вид пустой гробницы привлек верующих? Это неправдоподобно, поскольку очевидно, что Петр и другие апостолы действительно поверили в воскресение Иисуса и сами были готовы идти за него на смерть. Кто согласится на мученическую гибель ради им же самим сфабрикованной легенды, сознательного подлога?

Против упомянутой версии говорит и то, что пустую гробницу обнаружили именно женщины. Свидетельство женщины согласно традиции тех времен стоило гораздо меньше, чем слова мужчины. Если бы кто-то решил пойти на подлог, он бы, скорее всего, позаботился о том, чтобы отсутствие тела в гробнице засвидетельствовал именно мужчина.

А может быть, Иисус вовсе не был мертв, когда его сняли с креста? В конце концов он пробыл на кресте шесть часов, а затем был быстро похоронен. Возможно, в спешке люди просто не заметили, что он еще дышит. Так что из гробницы мог исчезнуть не мертвый, а живой человек. Однако как потом он, с пробитыми ногами, мог оказаться на пути в Эммаус или участвовать в трапезе на берегу Генни-саретского озера?
Герд Людеман и Альф Озен считают возможным, что Петр, покинувший Христа и отрекшийся от него в Иерусалиме, мучимый скорбью и чувством вины, внезапно находит утешение в удивительном и славном видении, в котором ему является живой Иисус. Сторонники этой идеи не исключают, что и другие апостолы проявили такую же психологическую предрасположенность к видению.

Для ученых, которые стремятся знать, а не верить, воскресение и по сей день остается загадкой. Ведь им приходится признать, что Петр и другие последователи Иисуса были абсолютно уверены в том, что это произошло. Настолько уверены, что готовы были ради этого пожертвовать собственной жизнью. Именно воскресение сделало их христианами. Ни проповедь Иисуса, ни чудеса, которые он совершал в их присутствии, ни притчи, которые он им рассказывал, не потрясли их так, как это событие. Когда он был еще жив и схвачен воинами, они разбежались. И только теперь, после воскресения, они вновь нашли друг друга, объединились и отправились по свету проповедовать о произошедшем чуде.
Двадцать лет спустя в Риме уже действует первая христианская община, и верующие в Иисуса с окраин империи стекаются в нее. Позже в своей миссионерской деятельности они пользуются составленными Евангелиями.

Христиане привлекают новых последователей своей религии не исторической личностью Иисуса, а образом Христа из Евангелий. Однако даже сегодня, два тысячелетия спустя, мы в состоянии смутно различить не только удивление, надежду и веру тех, кто встречался с Иисусом при жизни. Мы также ощущаем их страх и безотчетный ужас перед лицом того, чью сущность они не в состоянии были постичь до конца.

Евангелие от Марка оканчивается полным воодушевления и радости рассказом о явлениях воскресшего Христа и его вознесении. Но в некоторых ранних списках этого старейшего из четырех евангельских текстов упомянутые стихи отсутствуют. Отсюда ученые делают вывод, что они были добавлены в текст позже для согласования с другими Евангелиями. А изначально рассказ Марка заканчивался событиями у открытой гробницы: Мария Магдалина и две другие бывшие с ней женщины обнаружили там "юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду". Он пробудил Господа Иисуса от смерти.
Загадочно и туманно звучали заключительные слова "краткой" версии Евангелия от Марка: "И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись". 

Источники: 

  1. Аверинцев С.C. Иисус Христос  // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2004

  2. Радемахер Кай. Жизнь Иисуса. // Geo №4-2004

Последнее обновление страницы   06.08.04 09:12:37

Домой  Личности 

Hosted by uCoz