Рассел Бертран

Домой  Личности  

Бертран Артур Уильям Рассел (18 мая 1872, Треллек, Уэльс - 2 февраля 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс)

 

 

 

английский философ, ученый и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950).

Жизнь и труды

Родился в старинной английской аристократической семье. Его отец, виконт Эмберли, был третьим сыном Джона Рассела, лидера вигов и британского премьер-министра в 1846-1852 и в 1865-1866 гг.

Семья Расселов во все времена выделялась своим либерализмом на общем фоне английской аристократии. Расселы славились как поборники либеральных взглядов еще с XVII века. В 1683 лорд Уильям Рассел был казнён за участие в борьбе против королевского деспотизма и нетерпимости по отношению к католикам. Дед Бертрана Рассела, лорд Джон Рассел, участвовал в подготовке парламентской реформы 1832, почти вдвое увеличившей количество избирателей за счёт крупной и средней городской и сельской буржуазии. Крестным отцом Бертрана был Джон Стюарт Милль.

Родители Рассела всегда находились на позициях радикального либерализма. "Что касается вопросов войны и мира, предмета, ставшего основным в политической деятельности самого Рассела, то его отец придерживался удивительно прогрессивных для своего времени взглядов. Эмберли подошел ближе, чем кто-либо другой в XIX в., к отстаиванию того, что в веке XX назвали бы пацифизмом... он раньше других выдвинул идею о мировом правительстве, которую его сын проповедовал лет 70 спустя". Впрочем, самой ярой "радикалкой" в семье была мать Рассела, отстаивавшая права женщин столь активно, что навлекла на себя гнев королевы Виктории.

Родители Рассела умерли рано. Бертрана и его старшего брата воспитывала бабушка в атмосфере, сочетавшей аристократическое уединение и свободомыслие. Домашние учителя и тщательно подобранная библиотека способствовали его образованию и обеспечили богатый досуг, необходимый как для чтения, так и для размышления. Бабушка Рассела была под стать остальным членам семьи.

Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была «Германская социал-демократия» (1896; русский перевод 1906). Во время обучения в университете находился под влиянием «абсолютного идеализма» (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д.Э.Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии.

После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900), где впервые показал современное значение его логических идей. Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге «Принципы математики» (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная "Principia Mathematica" (1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком А.Н.Уайтхедом.

В эти же годы Рассел пытался проявить себя на поприще политическом. В 1910 он решил баллотироваться в парламент, но, известный своими атеистическими взглядами, поддержки не получил. Неудачи на выборах постигли Рассела и в 1922, и в 1923 гг. С 1908  Рассел стал членом "Фабианского общества", а с 1914 - членом лейбористской партии. Он вышел из её рядов лишь в 1965, недовольный внешней политикой лейбористской партии в ходе Карибского кризиса, однако по своим политическим убеждениям всегда оставался скорее на либеральных позициях.

Первая мировая война стала для Рассела огромным эмоциональным потрясением. "Я вынужден был пересмотреть свои взгляды на человеческую природу..., - писал он позже. - Раньше я полагал, что любовь к своим детям - естественное родительское чувство, но война убедила меня, что оно встречается крайне редко". Тем более нестерпимо было ему видеть полное равнодушие к военным проблемам со стороны кембриджского окружения. Оказалось, что их интеллектуальная честность имеет свои пределы. "До тех пор я думал, что большинство интеллектуалов любит истину, но вот вновь обнаружилось, что едва ли десять процентов из них предпочитают правду собственной популярности", - отмечал Рассел.

Война - переломный этап в биографии учёного. Испытывая глубокое чувство ответственности перед современниками, Рассел занял активную пацифистскую позицию. Он примкнул к Союзу демократического контроля, основанному сразу же после начала войны критиком внешней политики Великобритании Э.Д. Морелом. Проводя активную антивоенную пропаганду, члены организации ратовали за учреждение органа демократического контроля за внешней политикой правительства, за создание международного совета для гарантии соглашений по спорным вопросам, а также за сокращение вооружений. Рассел выступал на многочисленных митингах, за что в 1916 был оштрафован на 100 фунтов стерлингов и лишён права преподавания в Тринити-колледже, а в 1918 заключён на полгода в тюрьму.

В эти годы Рассел написал ряд статей по проблемам войны и мира. В них главной причиной первой мировой войны он называл империализм: рассматривая войну в психологическом аспекте, он связывал ее начало с завистью, которую испытывали немцы по отношению к англичанам, сумевшим создать свою империю. И впоследствии многие явления политической жизни Рассел пытался объяснять природой человека и психологией политиков. В годы войны Рассол писал о возможностях создания единого мирового правительства. Но многое из того, что он декларировал, не имело серьезного обоснования. Его рассуждения были подчас абстрактны и далеки от реалий международной жизни, выводы отличались политической наивностью.

Благодаря участию в антивоенном движении Рассел неожиданно для самого себя стал героем левых сил. В 1920 он отправился в Советскую Россию, где встречался с Лениным и Троцким, Горьким и  Блоком. Однако результат поездки - книга "Практика и теория большевизма" (1920) - в целом была весьма критической по отношению к советскому строю.

Война и те ужасы, которые она с собой принесла, заставили ученого усомниться в людской добродетели и навели на мысль о необходимости изменить человеческую психологию путём правильного воспитания и образования с детства. Рассел, как всегда увлеченно, занялся написанием статей по этим новым для него проблемам.

Собственные дети появились у Рассела, когда ему было уже более 50 лет. (Первый раз Рассел женился еще в 1894, но детей от первого брака не имел.) Конец 20-х -начало 30-х годов стали временем его наименьшей политической активности. Лорд Рассел (титул лорда он унаследовал в 1931 после смерти старшего брата) всецело посвятил себя семье и воспитанию детей, дочери Кэйт и сына Джона. И в этом он оставался идеалистом, всерьез полагая, что можно вырастить поколение, которое не повторит ошибок своих родителей. Сам воспитанный в крайней строгости, Рассел всегда исповедовал принцип предоставления детям известной свободы. 

Хотя конкретная школьная программа волновала Рассела значительно меньше, нежели проблема воспитания в целом, когда наступила пора отдавать дочь и сына в школу, он и его жена Дора совершили почти что родительский подвиг: внимательно изучив программы всех известных им школ, они не сделали выбора в пользу ни одной из них, а создали собственную программу и организовали в 1927 свою школу. В этом, безусловно, снова проявился расселовский идеализм: он свято верил в волшебную силу просвещения, возводил в абсолют роль образования и воспитания в формировании личности. Те же "просветительские" попытки были характерны и для его политической деятельности; при этом они зачастую заканчивались неудачей и не находили понимания у современников. В частности, и у его собственных детей.

Проблемы воспитания вывели Рассела на тесно связанные с ними вопросы семьи и брака. В 1929 г. вышла в свет его работа "Брак и мораль". Пожалуй, главной мыслью книги является идея о том, что самая важная вещь на свете - это любовь, лишь она способна разбить непреодолимые преграды между отдельными людьми; без любви Вселенная была бы холодным, мрачным местом, сплошь населенным равнодушными друг к другу существами.

Заметим, что любовь к женщине играла весьма существенную роль в судьбе самого Рассела, на протяжении всей его долгой жизни. Официально он женился четыре раза, однако число его сердечных привязанностей было несоизмеримо больше. Так же страстно, как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел мог увлечься женщиной. Во время бурных, хотя чаще всего непродолжительных романов он зачастую забрасывал все остальные дела. Подобно другому титану духа - И.В.Гёте, он черпал в любви силы для творчества, затем охладевал к предметам своей страсти и оставлял их. Свободные взгляды на семью и брак сильно подпортили репутацию Рассела.

В 1936 64-летний Рассел развелся со второй женой Дорой и женился на молоденькой Патриции Спенсер, которая была на 40 лет моложе своего знаменитого мужа. Вскоре у них родился сын Конрад, а в 1938 семья уехала в США, где провела шесть лет - вплоть до 1944. В это страшное для Европы время Рассел много писал о тоталитаризме и войне. Впервые у него появилась идея, что наука, столетиями выступавшая врагом власти и консерватизма, стала важным рычагом авторитарного общества. Ни у одного тирана в прошлом не было таких мощных технических средств управления массами, какие возникли в последние годы, отмечал он.

Однако в это время Рассел не выдвигал еще сколько-нибудь радикальных политических идей. В 1938 он всячески поддерживал позицию Великобритании в Мюнхене, считая, что войны с Гитлером нужно избежать любой ценой. (Позже, впрочем, он крайне сожалел о своих соглашательских настроениях того времени). В работе "Каков путь к миру?" (1936) Рассел отстаивал ту точку зрения, что ввиду появления новых мощных средств уничтожения любая будущая война приведёт к полному исчезновению Европы. Время от времени он - до той поры настроенный крайне антиамерикански - даже высказывал мысль о том, что для Европы лучше подпасть под влияние США, нежели быть уничтоженной. Единственным реальным средством спасения человечества он считал создание единого мирового правительства, которое обладало бы монополией на все виды оружия.

С 1938 по 1944 Рассел читал лекции в различных университетах США, там же были созданы две его фундаментальные работы: "Исследование значения и истины" (1940) и "История западной философии" (1945) В 1944 Расселы возвратились в Англию.

Вернувшись на родину, Рассел с удивлением для себя обнаружил, что отношение к нему сильно изменилось. Либерализм Рассела был вполне созвучен общественному мнению англичан, голосовавших в 1945 за лейбористов. Его взгляды на брак даже церкви не казались теперь чересчур экстравагантными. Ждало Рассела и признание в научных кругах. Его вновь пригласили преподавать в Тринити-колледж, он много выступал по радио, читал лекции радиослушателям Би-Би-Си, писал статьи и эссе. В 1950 Рассел стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы за книгу "Брак и мораль" (1929) и публицистическую деятельность.

К концу войны Расселу исполнилось уже 73 года - возраст, когда подавляющему большинству людей хочется спокойной, стабильной жизни. Большинству, но не Расселу. Бомбы, сброшенные в августе 1945 на Хиросиму и Нагасаки, стали событием, круто изменившим жизнь ученого. Десятилетие между его возвращением в Британию и началом антиядерной кампании, точкой отсчета которой явился знаменитый Манифест Эйнштейна - Рассела 1955 г., стало переломным периодом в политической карьере Рассела. Ведь именно в эти годы он всецело посвятил себя политике, и именно в эти годы его вновь перестали понимать, за ним укрепился титул "овода" и "нового Вольтера".

Трагедия Хиросимы и Нагасаки потрясла Рассела, стала импульсом для его размышлений о реальности всемирной ядерной катастрофы и - как следствие - о путях ее предотвращения. Его жизнь начиная с 1945 и до самой смерти в 1970 была посвящена общественно-политической деятельности: он выступал на митингах, в печати, по радио и телевидению, призывая современников задуматься о нависшей над человечеством смертельной угрозе.

Светлым фоном для всех тех мрачных событий внешней политики, за которыми Рассел следил с йеослабевавшим вниманием, стали его любовь и брак с Эдит Финч, преподавательницей университета из США. Если считать, что Рассел всю жизнь искал женщину, которая могла бы стать его единомышленницей, то тогда, кажется, на склоне лет ему действительно повезло. Эдит Финч не меньше мужа была увлечена общественно-политическими проблемами, оказывала активную поддержку во всех его начинаниях; позже она вместе с ним участвовала в многочисленных демонстрациях и митингах. Они много путешествовали по Европе, а затем поселились вместе с внуками Рассела в Северном Уэльсе.

Манифест Эйнштейна-Рассела. Учёные в борьбе за мир

Реакцией Рассела на испытания в Тихом океане стало его рождественское радиообращение "Угроза человечеству" в 1954. Он получил в ответ на него огромное количество откликов, писем, звонков. Был организован ряд встреч Рассела с представителями британской общественности. "Я наслаждался... встречей со множеством дружелюбных людей - видных фигур в литературной и политической жизни, чьей деятельностью я всегда интересовался, но с кем никогда до той поры не имел шанса обсудить различные вопросы" , - вспоминал он. Но, выступая на собраниях в кругу соотечественников, Рассел постепенно начал осознавать, что, во-первых, все это только разговоры, а во-вторых, ядерная угроза слишком серьезна, чтобы проблему такого масштаба обсуждать в сугубо национальных рамках.

Именно тогда он решил составить текст заявления, которое подписали бы известные и уважаемые ученые как из капиталистических, так и из социалистических стран. Подобное заявление, считал он, могло бы стать призывом к будущим решительным действиям. Но прежде чем взяться за составление текста, Рассел решил написать письмо крупнейшему физику XX в. Альберту Эйнштейну, еще в 40-е годы неоднократно выступавшему против применения ядерного оружия, чтобы выяснить, что тот думает о подобном плане. Эйнштейн встретил идею Рассела с энтузиазмом, но ответил, что сам он, к сожалению, вряд ли сможет оказать реальную помощь, так как тяжело болен, однако подписать будущий расселовский текст согласился. Заодно он сообщал имена нескольких известных ученых, которые, по его мнению, тоже поддержат данное предложение. Воодушевленный Рассел составил текст и послал его Эйнштейну. Известие о смерти великого учёного застало Рассела 18 апреля 1955 в самолёте, во время перелёта из Рима в Париж. "Я чувствовал себя разбитым, не только по понятным всем причинам, но ещё и потому, что понимал: без его поддержки мой план обречен на провал, - вспоминал Рассел. - Но по приезде в Париж я получил его письмо с согласием поставить свою подпись. Это было одним из последних деяний его общественной жизни" .

Подпись Эйнштейна еще вовсе не означала успеха дела. Большинство других ученых, в частности великий датский физик Нильс Бор, к которым Рассел обращался с просьбой подписать заявление, даже не удостоили его ответом. В июне Рассел все же решил обнародовать текст заявления и обратился за помощью к редактору журнала "Обсервер". Необходимо было организовать пресс-конференцию, на которой Рассел собирался зачитать текст, подписанный к тому времени несколькими учеными. Время подготовки к конференции Рассел характеризовал как "ужасное". Телефон в его доме звонил не переставая - Рассел прилагал все усилия, чтобы на конференции присутствовали не только журналисты, но и представители мира ученых.

Получивший название "Манифест Эйнштейна - Рассела" был обнародован 9 июля 1955 г. Выступая на открытии пресс-конференции, Рассел говорил: "Ни одна из сторон не может рассчитывать на победу в такой войне... существует реальная угроза гибели человечества от пыли и осадков из радиоактивных облаков. Однако ни общественность, ни правительства государств мира этой опасности в полной мере не осознают. В нашем документе подчёркивается, что один лишь согласованный запрет на ядерное оружие... не станет окончательным решением проблемы, поскольку данные виды оружия все равно будут производиться и использоваться в случае масштабной войны, несмотря на предыдущие соглашения... Единственная надежда для человечества - это покончить с войнами". Призыв к этому и составлял главную цель Манифеста Эйнштейна - Рассела.

Рассел предвидел, что гонку вооружений остановить будет крайне сложно и на каждом новом витке будут появляться все более смертоносные виды оружия. Однако, считал он, согласованные действия ученых - людей, лучше других понимающих последствия ядерной катастрофы, могут немало способствовать выработке нового мышления - как на уровне глав правительств, так и на уровне простых людей всего мира. Помимо Эйнштейна и Рассела, Манифест подписали немецкий физик Макс Борн, французский исследователь Фредерик Жолио-Кюри, польский физик Леопольд Инфельд, американский химик Лайнус Полинг, английский ученый-ядерщик Сесиль Ф. Пауэлл и японский теоретик в области атомной физики Хидеки Юкава. Ученые предостерегали человечество о возможности самоуничтожения в ядерной войне. Они предлагали ученым мира периодически собираться вместе, дабы содействовать сохранению и упрочению всеобщего мира.

"Победа без войны". Уроки Карибского кризиса

Одним из важнейших этапов в деятельности Рассела стало вмешательство в ход Карибского кризиса - в тот самый момент, когда "начало широкомасштабной ядерной войны казалось только вопросом нескольких часов". В течение всего кризиса Рассел был настроен резко антиамерикански. В посвященной истории Карибских событий книге "Победа без войны" политическую подоплеку кризиса ученый характеризовал как противозаконный характер американской блокады Кубы. Правительство же Кубы, по его мнению, не предприняло никаких противоправных действий в отношении США. Причина американских претензий, отмечал Рассел, заключалась исключительно в том, что Белому дому пришлось не по душе новое кубинское руководство, которое поставило главной своей задачей спасение тысяч своих соотечественников от голодной смерти. Новый режим на Кубе означал бы, по словам Рассела, резкое снижение доходов американских миллионеров.

Оценивая роль СССР в конфликте, Рассел подчеркивал: "Вопрос о том, на самом ли деле размещали русские свои ракеты на Кубе или нет, в значительной степени менее важен, нежели действия, предпринятые президентом (США), так как ракеты размещались к тому моменту уже по всему миру. Однако именно политика сочетания военной блокады с угрозой ядерной войны поставила человечество на грань гибели". Поэтому Рассел целиком и полностью возлагал вину на президента США Джона Кеннеди, который, по словам ученого, дошёл до того, что открыто угрожал СССР ядерным нападением в случае, если русские не примут его условий.

Объясняя свое отношение к СССР, Рассел делал акцент на том, что никогда не был настроен прокоммунистически; его симпатии и антипатии во время Карибского кризиса зависели исключительно от действий конкретных политических лиц на фоне реальной ядерной угрозы. Спустя год после этих событий Рассел написал: "Идея о том, что я настроен более антиамерикански, нежели антирусски, - невежественная вражеская пропаганда... Когда русские начали ядерные испытания, я первым написал письмо советскому правительству, чтобы выразить яростный протест, а затем организовывал демонстрации... Единственный случай, когда я был более благосклонен к России, нежели к Америке, - это Карибский кризис" .

Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка («логика есть сущность философии»). Важнейшее качество философии, по Расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. В «Истории западной философии» он характеризует философию как «ничейную землю между наукой и теологией»; вообще она имеет дело с проблемами, ещё не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему «инстинкте реальности», который допускает наличие в мире «чувственных данных», объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает «единорогов», «крылатых коней» и «круглые квадраты». Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике.

Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания - «знания-знакомства» и «знания по описанию». Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. Элементы языка, подтверждаемые «знанием-знакомством», Рассел называл «именами». «Знание по описанию» вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью «обозначающих фраз». Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно «обозначающими фразами», например, фраза «автор «Уэверли» в предложении «Скотт есть автор "Уэверли"» сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных «обозначающих фраз». Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает «парадокс существования» (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришёл к выводу, что язык «соединяется» с миром только с помощью указательных местоимений («это» и «то»), которые «логически суть собственные имена».

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого «класса всех классов, не являющихся членами самих себя». Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие. Этот парадокс привлёк широкое внимание учёных, ибо в начале XX века теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной.

Решение, предложенное Расселом, получило название «теории типов»: множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет «парадокс Рассела» (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса «Лжец»). Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жёсткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях («это белое», «это слева от того») фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок «или», «и», «если».

Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа Людвига Витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определённого факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике «поздним» Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге «Анализ сознания» (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию «нейтрального монизма», характеризуя её как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, «дематериализующей материю». Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.

Источники: 

  1. Грязнов А.Ф. Рассел Бертран // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2004 

  2. Велембовская Ю.А. Бертран Рассел. Учёный в борьбе против ядерной угрозы // Новая и новейшая история, №6, 1999.

Последнее обновление страницы   28.10.04 14:22:21

Домой  Личности

Hosted by uCoz