Домой Личности Московские князья, русские цари и императоры
Владислав IV Ваза (9 июня 1595, Краков - 20 мая 1648, Мереч) |
||
русский царь (1610-13), король Речи Посполитой
(1632-48), старший сын Сигизмунда III.
По договору 4 февраля 1610 под Смоленском между королём Сигизмундом и московским посольством, Владислав должен был занять - на условиях ограничения его власти в пользу Боярской Думы и Земского Собора, признания за служилыми людьми личной и имущественной неприкосновенности, принятия православия - московский престол. Неискреннее отношение Сигизмунда к договору, изменение обстоятельств в Москве и национальное движение, завершившееся избранием на престол Михаила Фёдоровича Романова , помешали Владиславу занять московский престол. В 1617 Владислав, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, ограничившись территориальными уступками Москвы Польше по Деулинскому перемирию (1618). Вступив на польский трон, Владислав унаследовал от отца натянутые отношения к Московскому государству, тотчас же по смерти Сигизмунда смененные открытой борьбой, когда в 1632 царь Михаил Федорович, пользуясь безкоролевьем в Польше, задумал овладеть Смоленском и отправил боярина Шеина с армией для его осады. Владислав подоспел с войском и принудил Шеина к капитуляции. Но попытка Владислава овладеть Москвой не удалась, и по миру на реке Поляновке (1634) он был вынужден отречься от притязаний на московский престол. И в других вопросах внешняя политика Владислава была неудачной. Унаследовав от отца притязания на трон Швеции, он не нашёл поддержки в сейме и должен был удовольствоваться штумсдорфским перемирием (1635) на 26 лет, по которому Польше возвращалась лишь королевская Пруссия. В 1637 Владислав вступил в союз с Австрией, женившись на дочери императора Фридриха II, и таким образом примкнул к державам, поддерживавшим католическую реакцию в Западной Европе. Это противоречило религиозным убеждениям самого Владислава, его прежним симпатиям к союзу с Францией, равно как и выгодам Польши, для которой, при союзе с протестантами, открывалась возможность возвратить утерянную ещё в XIV в. Силезию. Лишь в последние годы своей жизни, после вступления во второй брак с Марией Гонзага, Владислав, под влиянием жены, канцлера Юрия Оссолиньского и венецианского посла Тиеполо, стал снова сближаться с Францией и задумал войну с Турцией. Он уже начал набирать войско и вооружать казаков; но шляхта, заподозрив короля в стремлении к государственному перевороту, на сейме 1646 предъявила королю требование распустить войско и впредь не набирать его без дозволения сейма. Владислав должен был отказаться от всяких завоевательных планов. Во внутренней политике Владислав стремился идти по иным путям, чем его отец. Враг иезуитов, сокрушавшийся о росте в Польше религиозной нетерпимости, о начавшихся, при содействии сеймов, преследованиях католиками протестантов (расправа 1640 над виленскими кальвинистами), Владислав стремился к соглашению католиков и протестантов, но устроенный, при содействии Владислава, их "Colloquium charitativum" в Торуне (1645) оказался бесплодным. Утвержденное Владиславом в 1633 признание за православными епархий львовской, перемышльской, луцкой и могилёвской не помешало католикам угнетать православных и покровительствовать униатам. Владислав был бессилен прекратить и угнетение шляхтой простого народа, которому он сочувствовал. Казацкие бунты Сулимы (1635) и Павлюка (1637) вызвали постановление сейма 1638 о закрепощении казаков на Украине. Новые восстания Остраницы и Гуни были предвестниками грозного движения Богдана Хмельницкого. Владислав своими непосредственными сношениями с казачеством и открытым сознанием Хмельницкому в бессилии королевской власти бросил последнюю искру в подготовленный горючий материал. Владислав умер 20 мая 1648, получив известие о поражении поляков Хмельницким при Жёлтых Водах. В казацких песнях сохранилась о нем память как о враге шляхты. |
||
Источник:
|