Скотт Вальтер

Домой Личности

Вальтер Скотт (15 августа 1771, Эдинбург - 21 сентября 1832, Абботсфорд, Шотландия)

Вальтер Скотт английский писатель и поэт. 

Детство, образование

Родился в семье преуспевающего адвоката дворянского происхождения. В младенчестве перенёс полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. 

С детства Скотт с неподдельным интересом слушал рассказы взрослых о Шотландии, о древней истории. Вскоре он уже сам начал взахлеб читать исторические произведения. Феноменальная память позволяла Скотту запоминать до мельчайших деталей обстоятельства всевозможных войн, походов, сражений, имена и титулы исторических лиц. Частые прогулки по местным лесам развили в будущем писателе чувство прекрасного.

Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. В 1786 отец взял его к себе в адвокатскую контору. Подростку не особенно нравились занятия правом, поэтому свою неуемную юношескую энергию он выплескивал во время встреч с друзьями. Но увлечение книгами не оставило его, и Скотт по-прежнему много времени посвящал чтению, в том числе на итальянском, испанском, французском, немецком языках и латыни.

Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 был секретарём Высшего суда Шотландии по гражданским делам.

Был он личностью на удивление гармоничной и целостной - если учесть полярную подчас природу стремлений, убеждений и ценностей, из которых эта личность сложилась. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по её законам и считался с её реалиями. Так, ярый патриот Шотландии («Попробуйте нас расшотландить - горько пожалеете», - как-то заметил он), Скотт выступал против крайностей национализма, был верноподданным Британской короны и в 1820 с благодарностью принял от Георга IV титул баронета. Демократ и аристократ в одном лице, он уважал труженика, гордился тем, что в его жилах течет кровь благородных шотландских родов, и почитал здравствующего главу своего клана. Он с одинаковой простотой и учтивостью разговаривал с безграмотным пахарем, с коллегой-литератором и с самим королём.

В политических сварах между ретроградами-тори и либералами-вигами, перекинувшихся и на страницы литературных журналов, Скотт не становился ни на одну сторону, неизменно выступая с позиций третьей - доброй воли и здравого смысла. Любящий сын, муж и отец, друг своих друзей (врагов у него не было), он был судьей, почитая за лучшее сажать деревья, а не людей. Убежденный консерватор, свято чтивший традиции, он всегда был открыт новым веяниям, жил в свое время и своим временем. Построенный им на берегу Твида Абботсфорд символично раскрывает личность его владельца: дом-крепость-замок в старинном шотландском духе - с огромной библиотекой, газовым светом и ватерклозетами. Несмотря на то что он всю жизнь маялся различными недугами, Скотт обожал застолья, был хлебосольным хозяином.  

Национальный бард

Литературный дебют Скотта - перевод двух поэм немецкого романтика Г.Бюргера (1796) - прошёл незамеченным. Но два первых тома собранных и отредактированных им «Песен Шотландской границы» (1802) снискали ему известность. Поэма «Песнь последнего менестреля» (1805) прославила его имя: ею зачитывались в Англии и Шотландии, столицах и провинции, отрывки из нее заучивали наизусть и переписывали. Эта поэма и последовавшие за ней «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и другие, а также сборник баллад и лирики (1806) поставили Скотта в ряд славной плеяды поэтов-романтиков Британских островов, со многими из которых - Вордсвортом, Байроном, Кольриджем, Саути, ирландцем Томасом Муром - Скотт поддерживал дружеские отношения. Мода превратила его в литературного «льва», чем он тяготился, но та же мода породила у читателей многолетний интерес к истории и поэзии Шотландии. Интерес этот вспыхнул с новой силой, когда один за другим начали издаваться романы Скотта.

«Великий Инкогнито»

Писатель создал 26 романов, причем только один - «Сент-Ронанские воды» (1823) - посвящён современности, действие остальных отнесено в прошлое и разворачивается большей частью в Шотландии. Они неравноценны и к концу жизни Скотта все чаще несут следы усталости и болезни их автора, но лучшие из них вошли в золотой фонд мировой классики и определили развитие европейского исторического и просто романа в 19 в.: «Отец наш Вальтер Скотт» (Бальзак).

Первый роман, «Уэверли», появился в 1814 без указания имени автора. Выходившие следом имели на титульном листе «Сочинение автора «Уэверли» либо печатались как «Рассказы трактирщика», якобы записанные школьным учителем и псаломщиком Джедедией Клейшботэмом. На протяжении дюжины лет Скотт с озорством мальчишки и мастерством истинного артиста внушал читающей публике, что не имеет отношения к собственным романам. Их таинственного автора в обществе называли «Великим Инкогнито».

Великий романист

Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, он же зачастую и рассказчик, волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки. За некоторыми исключениями, такими как Фрэнк Осбалдистон («Роб Рой», 1818), Дженни Динс («Эдинбургская темница», 1818) или Квентин Дорвард из одноименного романа (1823), их характеры маловыразительны и неглубоки, поскольку их функция - «замыкать» на себя основные сюжетные линии повествования, вводить в него и представлять читателю собственно участников исторического действа.

Именно в обрисовке последних художественное мастерство Скотта проявилось в полную силу. Из-под его пера возникли яркие, живые, многомерные и своеобразные характеры вымышленных персонажей второго-третьего плана, этих рядовых исторического процесса, например пуритан, прежде всего старухи Моз и её сына Кадди («Пуритане», 1816), капитана Дугалда Дальгетти («Легенда о Монтрозе», 1819), свинопаса Гурта и шута Вамбы («Айвенго», 1820). Однако не менее живыми предстали и реальные исторические личности: Роб Рой, воплощение шотландского национального характера; фанатики Берли и Клеверхаус («Пуритане»), королева Елизавета («Кенилворт», 1821), Кромвель («Вудсток», 1826), коварный и мудрый «государственник» Людовик XI («Квентин Дорвард»).

Раскрывая мотивы и психологию поступков тех и других, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо она, история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и творчества - великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний - выдающееся достижение Скотта-художника.

Коммерческие авантюры

В 1806 он вложил деньги в типографию (позже - издательство) своего друга Джеймса Баллантайна, совладельцем которой был и его брат Джон. К 1813 фирма оказалась на грани банкротства, от которого её спас Скотт. Тем не менее, все последующие произведения Скотт писал исключительно для продажи, ориентируясь на интерес публики, поскольку гонорары шли на содержание семьи и на выплату оставшихся долгов. Ещё одной финансовой авантюрой Скотта стала покупка в Абботсфорте загородного дома, который писатель буквально завалил антиквариатом.

Последние годы жизни Скотта были ознаменованы постоянной борьбой за выживание. Желая приобрести недвижимость в Шотландии, Скотт пошел на рискованное предложение своего издателя Арчибальда Констебля. Он платил писателю вперед за произведения, которые ещё не были написаны. Такая форма оплаты была нормальна для тех времен, однако финансовый обвал 1825 года в корне изменил ситуацию. Констебль стал банкротом, потянув за собой Скотта и Баллантайна. Отвечать за долги пришлось всем имуществом, поэтому Скотт вынужден был посвятить остаток жизни выплате долгов, сумма которых составляла 120 000 фунтов стерлингов. Королевский банк предложил ему помощь, но щепетильный Вальтер Скотт отказался. Кто-то из друзей попытался дать ему взаймы сумму, достаточную, чтобы уладить дела с кредиторами, на что он ответил: "Мне поможет моя правая рука!" И с этого времени работал до беспамятства, выпуская роман за романом...

В 1831 здоровье писателя резко пошатнулось. Для восстановления сил Вальтер Скотт отправился в морское путешествие с остановкой в Неаполе. В 1831 он возвратился в Шотландию, где и скончался.

Все его долги (120 тыс. фунтов) были выплачены только к 1847 благодаря продаже авторских прав.

Источники:

  1. Скороденко В.А. "Скотт В."// "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия-2001"

Последнее обновление страницы 12.08.03 17:00:05

Домой Личности

Hosted by uCoz