Эразм Дезидерий Роттердамский (28 октября 1467, Роттердам - 11 юля 1536, Базель) |
||
|
гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости»
- сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял
её.
Образование Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в школе «братьев общей жизни» в Девентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Т. Мором. «Философия Христа» Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 «Адагий» - собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написан религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина» (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской «философии Христа» (или «небесной философии»), подчёркивавшей в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями. В Италии и Англии С 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринском университете был удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием. Затем несколько лет он провёл в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала Глупости» (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи. Базельский период Со временем Эразм приобрёл широкую известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой «республики ученых». С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 Эразм
предпочёл обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом И.Фробеном, ставшим его главным издателем. Переводы с греческого Большое место в творчестве Эразма занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов - Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии («Вульгаты», конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в 1517 издание греческого текста «Нового Завета», а затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями и существенно отличающийся от «Вульгаты», что вызвало нарекания со стороны ревнителей католической ортодоксии. Полемика с Лютером Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии идеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеих сторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав трактат «О свободе воли», Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который в ответном сочинении «О рабстве воли» (1525) отстаивал тезис, прямо противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, учёный опубликовал ещё несколько сочинений, в их числе «О желанном церковном согласии» (1533). «Разговоры запросто» Ряд сочинений Эразма посвящён проблемам воспитания. В течение многих лет (1518-1533) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто», пополняя его всё новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности. |
|
Источники:
Последнее обновление страницы 19.12.04 15:43:12 |