Карл Густав Юнг ( 26 июля 1875, Кесвиль, близ Базеля - 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих) |
||
|
швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии».
Ввёл технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).
Ввёл термины «интраверсия» (погружённость в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности считал «самость» - стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу,
- осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
"Наследный принц психоанализа" Юнг родился в Швейцарии в семье пастора евангелистской церкви. Все предки его были теологами и врачами, а дед - даже одним из основателей Базельского университета. Молва называла этого деда внебрачным сыном самого Гёте, что для немецкоязычной части Европы было овеяно своеобразным ореолом святости (ведь их "всё" - это Гёте). К концу жизни Юнг даже решил, что он сам является реинкарнацией Гёте, причём не только его одного, но и германского мистика XIV века Майстера Экхарда. У Юнга с детства почти не было друзей, их заменяли камни, растения, животные. Особенно он любил один большой камень у садовой ограды. Он мог долго сидеть на нем и размышлять: "Я сижу на камне, я - на нем, а он подо мною. Но ведь камень тоже может подумать: "Я лежу здесь, на этом склоне, а мальчик сидит на мне". Кто из нас прав и кто я на самом деле?" Ещё мальчику снились сны. В них он спускался по каменной лестнице в таинственную пещеру, где за тяжёлыми занавесями видел алтарь непонятного божества. Ещё он чувствовал напряжённость, царившую в семье и исходившую от отца. В один страшный для себя момент он понял, что отец - пастор, не чувствует того Бога, о котором говорит в проповедях. Мальчик попытался самостоятельно решить вопрос о том, что дозволяет Бог. Днём и ночью он представлял себе страшное наказание, которому подвергнется, если Всевышний узнает о его фантазии. Юнг воображал себе Бога, сидящего на престоле, под которым стоит ночная ваза. Обычно ему удавалось отогнать крамольную мысль, но однажды кусок кала все-таки шмякнулся в горшок. Ребёнок подумал, что будет испепелён на месте, но ничего не произошло. И он понял: это была проверка степени его свободы. Сам Бог дозволяет такие мысли. Отгоняя их, невозможно познать истинную благость Бога. Отец же несвободен, потому как существует в мире авторитетов, не понимая, что возможен диалог с Господом, что уже получено благословение на выход из общей толпы. Более того, оно предопределено. Юнг поступает на медицинский факультет Базельского Университета, после окончания которого становится ассистентом в клинике нервных болезней. Он работает с методом словесных ассоциаций, позволяющим выявлять болезненные психические зоны. Когда пациенту называют слово, он должен отреагировать другим, по одному ему известной ассоциации. Но иногда человек затрудняется с ответом - это сигнал неблагополучия, означающий наличие комплекса. В 1900 выходит "Толкование сновидений" Фрейда, и Юнг знакомится с этой книгой. То, что он прочитал, соответствовало его пониманию внутреннего мира человека, в котором сознание - лишь верхушка айсберга. Душевный разлад наступает лишь тогда, когда человеческий "Титаник" сталкивается с невидимым бессознательным. Февральским утром 1907 в дверь венского дома Фрейда постучал человек. Он приехал из Цюриха по приглашению хозяина. Это был доктор Юнг, психиатр одного из швейцарских госпиталей. Из беседы, продолжавшейся 13 часов, выяснилось, что у них много общего, в первую очередь - касательно трактовки роли бессознательного в жизни человека. Но были и разногласия: Юнг сразу же не принял ту чрезмерную роль, которую Фрейд отводил сексуальности. Он имел право на собственное мнение, потому что к мэтру приехал не неофит, а вполне сформировавшийся учёный. Из Вены Юнг приехал воодушевлённый тёплым приемом Учителя и его благословением на психоаналитическую практику. У Фрейда ещё не было такого ученика - врача, профессионала в области психиатрии. Сам Фрейд не мог похвалиться чистотой "психиатрического" происхождения: лишь необходимость содержать семью сделала его практикующим врачом. Трудность была и в другом. Часто критики психоанализа даже не удосуживались вникнуть в суть терапии, трактуя её как очередное еврейское извращение. В этом смысле визит Юнга, представляющего не только себя, но и Цюрихскую школу, был во всех отношениях весьма ценным. Естественно, присутствовала и чисто человеческая симпатия: Фрейду импонировал пышущий здоровьем молодой человек. На его руки "каменотеса эпохи Возрождения" он обратил внимание ещё при первой встрече. Уже через год Юнг становится редактором "Ярбух фюр психоаналитик..." Затем его избирают Президентом Психоаналитического Общества. Формально Фрейд отходит на вторые роли, но всё равно всем ясно, кто "главный". Сам же Юнг лишён амбиций и относится к Фрейду как к учителю и отцу-королю, который по какой-то прихоти назначил именно этого "сына" своим наследником. Тем не менее, разногласия существуют. Юнг не считает, что теория сексуального происхождения неврозов полностью отвечает на все вопросы. Об этом говорит его опыт работы с пациентами в клинике. Кроме того, учёные просто очень разные: Фрейд, интеллектуал в первом поколении, дед которого жил ещё в "местечке", и Юнг, выросший в атмосфере, пронизанной духом мировой культуры. И ещё двадцать лет разницы в возрасте: они принадлежали к разным поколениям. Разрыв Как-то в гостиной за чаем зашёл разговор о "болотных трупах" - доисторических людях, сохранившихся в виде мумий в местных торфяниках. Фрейд не выносивший никаких ассоциаций, связанных со смертью, упал в обморок. Потом он решил, что разговор был специально затеян Юнгом, чтоб позлить его. В другой раз Фрейд рассказал Юнгу о беспокоившем его сне, но отказался пояснить некоторые детали. Авторитет оказался для него выше, чем научная истина. Это шокировало "принца". Последней каплей была история с одной из пациенток Юнга. Он честно следовал теории, пытаясь выяснить проблемы, связанные с инфантильной сексуальностью
фройляйн Сабины Шпильрейн из Ростова. Девушка могла долго вспоминать детство, связанное с трудностями испражнения.
Всё шло гладко, и Юнг уже готовился занести этот обычный случай в раздел "Анальный характер" своей картотеки. Но однажды пациентка заявила о
своём желании родить от аналитика нового Спасителя по имени Зигфрид, который навсегда соединит
всё лучшее арийской и семитской рас. Такого рода перенос сопровождает всех людей, за которыми идут как за духовными наставниками: пример тому - Иисус, а в наше время - Махатма Ганди или Шри Ауробиндо. Юнг не явился исключением: всю свою жизнь он был окружён обожествлявшими его пациентками, которые видели в нем нового Учителя. Одна из них, Тони Вольф, стала его ассистентом, другом и гражданской женой. Венчанная жена Эмма была вынуждена согласиться на такой брак втроём, смирившись с ролью "тихой гавани" и воспитательницы детей. Но Юнгу в это время было не до "тихой гавани". Он работает над книгой, в которой с неортодоксальных позиций рассматривает роль символов, мифологических и сказочных образов в формировании психики человека. Фрейд в письмах требует, чтобы "наследный принц" вернулся в лоно "семьи" и продолжил изучение сексуального происхождения неврозов. Но это уже невозможно: Юнга манят неизвестные дали. Он пытается найти тропинки в том бессознательном, куда до него только проваливались, превращаясь в болотные трупы. В октябре 1913 он получает письмо Фрейда о невозможности дальнейшего сотрудничества. Наставник мёртвых В годы после разрыва с Фрейдом Юнг по-прежнему много работает. Он уходит из Цюрихского госпиталя и теперь принимает пациентов в своем пригородном доме. Здесь он проводит опыт самопознания, ибо прежде чем работать с психикой пациента, необходимо разобраться с самим собой. Фрейд тоже прошёл через этот опыт: только он спускался в глубины своего собственного бессознательного и заново пытался распутать клубок отношений с родителями, детских страхов и желаний. Дальше, как он считал, не было ничего. Но Юнг опустился ещё ниже, на уровень памяти поколений. Он разговаривал с давно умершими людьми, задавал им вопросы и получал ответы. Временами казалось, что он сходит с ума: "Я погружался в бессознательное, и были моменты, когда я чувствовал, что могу сойти с круга. Но я знал, что у меня есть медицинский диплом и я должен помогать больным, что у меня есть жена и пятеро детей, что я живу в Кюснахте на Озерной улице, 228, всё это было той очевидностью, от которой я не мог уйти. Я каждый день убеждался в том, что действительно существую, что я не лёгкий лист, колеблемый порывами духовных бурь, как это было с Ницше. Ницше утратил почву под ногами, потому что не владел ничем, кроме собственных мыслей, и те имели над ним больше власти, нежели он над ними". Впоследствии Юнг убедился, что все это - нормально. Духовным наставником его знакомого индуса был человек, умерший 400 лет назад. Впрочем, это было нормально для восточной традиции, но не для христианства, клеймившего подобные опыты оккультизмом и мистикой. Своего рода парадокс: оккультистом сочли дипломированного врача, который ни на йоту не отступал от фактов, полученных в результате наблюдения. В эти годы как бы существовало два Юнга. Один с утра погружался в осмысление ночных видений или медитировал на берегу озера, строя замки из песка. Этот Юнг воочию видел потоки крови, хлынувшие в долину с горных вершин, накануне Первой мировой войны. В подвале его дома, превращённого прихотью бессознательного в древний храм, на алтарном камне лежал принесённый в жертву молодой воин с белокурыми волосами. Бессознательное, для которого все события синхронны, на своём языке давало знать о катастрофе, грозившей миру. Совсем другой Юнг появлялся в середине дня, когда приезжали пациенты. Это был собранный профессионал, один вид которого исцелял больных. Именно сейчас ему важно было понять, что он не одинок во времени, и Юнг открыл для себя гностиков - мыслителей первых веков нашей эры. Он сразу "почувствовал, будто, наконец, нашёл круг друзей, которые понимают меня". У христианства в большой степени гностические корни - представления об Абсолюте, о Троице, о Святом Духе. Но победившим христианством гностические секты были объявлены еретическими. Юнг чувствовал, что гностицизм более отвечал природе человека, как учение, не замкнувшееся в рамках догм, способное к саморазвитию. Человек в этой системе был целостен, а мир не поделён на владения Бога, никогда не ведающего ошибок, и Дьявола, на которого всегда можно свалить свои грехи (мол, бес попутал). Поиск внешней причины бедствий является признаком инфантильности человека в частности и человечества в целом. В первом случае во всех несчастьях виноваты родители, во втором - дурное правительство, президент или "лица кавказской национальности". Только человек, ступивший на путь самопознания, способен увидеть, что всё - и хорошее и плохое - находится в нём самом. Юнг интуитивно чувствовал, что гностическая традиция должна быть продолжена. Что-то настоятельно требовало интеллектуального и мистического соучастия в общем деле. Это требование выражалось в ночных блужданиях привидений по дому, звонках в дверь, за которой никто не стоял. "Мёртвые возвратились из Иерусалима, где не нашли того, что искали", - звучало в голове. А искали они человека, который разъяснил бы им, что есть Бог и что есть Творение, что есть Живое и что есть Мертвое, что есть Полнота и что есть Пустота. Что есть Человек. В ответ Юнг написал "Septem Sermones ad Mortuos" ("Семь наставлений мертвым"), продемонстрировав
своё понимание гностической традиции. "На том приумолкли
мёртвые и развеялись подобно дыму над костром пастуха, что в ночи сторожил
своё стадо". Наблюдая за процессом в плавильной печи, алхимики анализировали себя. Очищая металл от примесей, они "освобождали" Бога, "заснувшего" в материи. Но при этом будили и свою душу, заставляя её познавать себя. Цель опытов - философский камень - означал не только вещество, способное преобразовать металлы в совершенные, благородные. В духовном плане философский камень означал труднодостижимый идеал полноты и цельности человеческого существования. Именно цельность, а не совершенство считал Юнг целью своей терапии. "Наше золото - не золото черни" Слово "терапия" применительно к процессу, происходящему в аналитическом кабинете Юнга, довольно условно. Это не лечение, где врач снисходит до пациента и просвещает его касательно недуга. Это беседа равных, в которой аналитик лишь помогает "родиться" новому знанию. Иначе говоря, это есть философия в изначальном смысле слова - как её понимал Сократ, сравнивавший себя с повивальной бабкой, которая помогает родиться истине. Для Юнга его психология была не столько наукой, сколько искусством. А в сфере искусства не важно, болен человек или здоров, оно вообще не занимается этими вопросами. Так проблема нормы и патологии отошла для Юнга на второй план (шизофреник абсолютно нормален в обществе шизофреников). На первый план выступила помощь в прохождении человеком пути индивидуации к познанию смысла жизни, Самости, на языке Юнга. Действия любого человека бессознательно направлены на раскрытие Бога в себе. Он ищет своё место в жизни, просто плывя по течению, и в итоге, как правило, так и не становится самим собой. Во всех жизненных ситуациях он играет одну и ту же роль - профессора, чиновника, отца семейства... Но когда он, наконец, ощущает, что жизнь не влезла в рамки выбранной им роли, к Юнгу приходит человек с неврозом. С этого момента начинается осознанный поиск самого себя. В обыденной жизни разум помогает человеку сориентироваться в мире: купить билет на поезд, выбрать костюм в магазине, прочесть лекцию студентам. Но картезианское "мыслю - следовательно существую" не универсально. Сориентироваться в себе можно, только проникнув в бессознательные пласты психики. Достичь этого, согласно Юнгу, можно через анализ сновидений. Человек излагает то, что видел во сне, и теперь в качестве "повивальной бабки" начинает работать аналитик, разбирающий сновидения своего клиента. Он ищет в них постоянно присутствующий устойчивый образ. Опыт анализа показал, что это могут быть река, дом, дракон, женщина,
ребёнок, книга, пещера, алтарь, мандала.... За этими образами стоят архетипы коллективного бессознательного, которые прорываются в сознание в виде легенд, мифов, сказок либо в грезах, сновидениях. Так, архетип Анимы, бессознательной женской стороны личности любого мужчины, может проявляться в образах, варьируемых от Мудрой наставницы до коварной соблазнительницы. Архетип Самости - конечной цели процесса индивидуации - является в виде совершенных геометрических фигур, числа 4, мандалы. Это - не исполнение желаний, как у Фрейда, а подсказка на будущее, причём не со стороны, а именно от самого себя. Один из самых подробных "перечней" архетипов, выраженный в художественной форме, можно найти в повестях и рассказах консультировавшегося у Юнга Германа Гёссе (например, в "Сиддхартхе"). Воспользоваться информацией, предоставляемой бессознательным, может только человек, достигший определённого уровня индивидуации. Не только аналитик, но и сам его собеседник становятся "штучным товаром". "Наше золото - не золото черни", - таков был девиз алхимиков, воспринятый Юнгом. В знании о себе заключается большая доля горечи, и не так уж много людей способно ее выдержать. Существует байка о двух друзьях, один из которых пошёл в анализ к Фрейду, а другой - к Юнгу. Через год они встретились. Первый сказал, что он полностью вылечился, отбросил все свои дурацкие фантазии, получил повышение по службе, поменял квартиру и жену. Второй ответил, что он ещё не исцелился, но немного яснее стал понимать самого себя. Для чего всё это, зачем быть самим собой? Юнг ответил на этот вопрос, стоя на плато в Восточной Африке. Перед ним в безмолвной тишине паслись многотысячные стада точно так же, как они это делали в незапамятные годы. И у него возникло впечатление, что он только что создал этот мир. Мир, который доселе не знал, что существует. Затем наступил последний этап его жизни, философского осмысления аналитической психологии, разговор с Богом от имени Иова. И сразу стало понятно, что Юнгианский анализ - не просто "штучный товар", он вообще не может существовать вне личности своего создателя. Не может существовать после 6 июня 1961, когда Юнг умер во второй раз. |
|
Источники:
Последнее обновление страницы 02.10.04 18:56:00 |