Пифагор (VI век до нашей эры) |
||
|
древнегреческий философ, религиозный Рё политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел Рё пропорций, доказательство теоремы Пифагора Рё РґСЂ. Пифагор родился РЅР° острове Самос, РѕРґРЅРѕРј РёР· самых цветущих островов РРѕРЅРёРё, РІ семье богатого ювелира. Ещё РґРѕ рождения РѕРЅ был посвящён СЃРІРѕРёРјРё родителями свету Аполлона. РћРЅ был очень красив Рё СЃ детства отличался разумом Рё справедливостью. РЎ юных лет Пифагор стремился проникнуть РІ тайны Вечной РџСЂРёСЂРѕРґС‹, постичь смысл Бытия. Знания, полученные РёРј РІ храмах Греции РЅРµ давали ответов РЅР° РІСЃРµ волнующие его РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Рё РѕРЅ отправился РІ поисках мудрости РІ Египет. Р’ течение 22 лет РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» обучение РІ храмах Мемфиса Рё получил посвящение высшей степени. Здесь же РѕРЅ глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, РёР· которой впоследствии сделал центр своей системы. РР· Мемфиса, РїРѕ приказу вторгшегося РІ Египет Камбиза, Пифагор вместе СЃ египетскими жрецами попадает РІ Вавилон, РіРґРµ РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ еще 12 лет. Здесь РѕРЅ имеет возможность изучить РјРЅРѕРіРёРµ религии Рё культы, проникнуть РІ мистерии древней магии наследников Зороастра. Приблизительно РІ 530 РіРѕРґСѓ Пифагор наконец возвратился РІ Грецию Рё РІСЃРєРѕСЂРµ переселился РІ Южную Рталию, РІ Рі. Кротон. Р’ Кротоне РѕРЅ основал пифагорейский СЃРѕСЋР·, который был одновременно философской школой, политической партией Рё религиозным братством. Здесь были соединены философия СЃ жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь Рє СЃСѓРґСЊР±Рµ, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами СЃРѕ строгой дисциплиной нравов, РѕС‚ учеников требовалось целомудрие Рё воздержание. Однако, аскетизм РЅРµ был идеалом пифагорейцев; брак являлся для РЅРёС… священным понятием. Р’ школу, наряду СЃ юношами, принимались Рё девушки. Обучение было многоступенчатым Рё далеко РЅРµ каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл РІСЃРµ испытания, допускался РІРѕ внутренний РґРІРѕСЂ РґРѕРјР° Учителя. Здесь Пифагор наставлял СЃРІРѕРёС… ближайших учеников. Отсюда Рё берут СЃРІРѕРµ начало названия эзотерическое (С‚.Рµ., то что внутри) Рё экзотерическое (С‚.Рµ., то что РІРЅРµ) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, РёС… созерцательная философия, благожелательность Рє человеку Рё стремление делать РґРѕР±СЂРѕ, оказать помощь, привлекали Рє РЅРёРј РјРЅРѕРіРёС… людей. РЎРѕСЋР· РІСЃРєРѕСЂРµ стал центром политической Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни всего Кротона. Школа
Пифагора дала Греции целую плеяду
талантливых философов, физиков и
математиков. С их именем связаны в
математике систематическое введение
доказательств в геометрию, рассмотрение ее
как абстрактной науки, создание учения о
подобии, доказательство теоремы, носящей
имя Пифагора, построение некоторых
правильных многоугольников и
многогранников, а также учение о четных и
нечетных, простых и составных, о фигурных и
совершенных числах, арифметических,
геометрических и гармонических пропорциях
и средних. В акустике пифагорейцам
принадлежит открытие зависимости законов
звуковой гармонии от числового соотношения
длин струн, издающих звуки. Вполне
определенно пифагорейцы признавали землю
шаром и учили о вращении земли, так же как и
других светил вокруг центрального огня, “алтаря
вселенной, невидимого вследствие того, что
между ним и землей находится темное
небесное тело. Позднее Сѓ Рфканта РјС‹ находим
учение о вращении земли вокруг оси, а у
Аристарха Самосского (280 г. до Р.Х.) вполне
определенную гелиоцентрическую систему.
Пифагор
впервые ввел в употребление термин “философ”,
когда на вопрос, кем он является, ответил: я
не мудрец (sophos), я любитель мудрости (philosophos),
то есть философ. Основным в учении Пифагора
является учение о числе, как сущности всего
мира. Многообразие физических явлений
подчинятся закону, являющемуся единством,
космосом (употребление этого названия
приписывается Пифагору), т.е. порядком, и
основа этого порядка - число. Не
арифметическое число, но число как
метафизическая реальность, связь, закон
мира, по отношению к которому
арифметическое число есть лишь форма
познания. Основой чисел является единица,
воплощение единства и гармонии Вселенной.
Бог, как нераздельная сущность имеет своим
числом единицу. С момента проявления Бог
двойственен (материя и дух, мужское и
женское начало). Весь проявленный мир
символизируется числом три: ибо как человек
состоит из тела, души и духа, так и Вселенная
делится на три сферы: мир естественный, мир
человеческий и мир божественный. Подобно
тому, как мировая троичность сосредоточена
в единстве Бога, так и человеческая
сосредоточена в сознании и воле, образуя т.о.
тетраду.
В каждом числе Пифагор определял тот или иной принцип, закон, ту или иную активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) и четными (низшими, порожденными из высших путем удвоения) числами проявляется в природе в виде ряда других противоположностей: свет и тьма, безграничное и ограниченное, доброе и злое, движущееся и покоящееся, мужское и женское и т.д. Естественный мир реально построен из чисел: тело ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка - последний элемент Вселенной - тождественна единице. Т.о. возникает соответствие между пространственным миром и числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. К числу сводится и мир духа: любовь и дружба отождествляются с восьмеркой, справедливость - с кратными числами. Особую важность Пифагор придавал числам “7” и “10”. Состоящая из трех и четырех, семь означает соединения человека с божеством. Число десять, образованное из первых четырех чисел, заключающее в себе число семь, есть совершенное число, единица высшего порядка, ибо выражает собой все начала Божества, сначала развивавшегося, а затем слившегося в новом единстве.
Учение
Пифагора продолжает учение Орфея о
бессмертии души, о перевоплощениях, о
средствах спасения и очищения души, приводя
его в стройную научно-обоснованную систему.
Задачу земной жизни человека Пифагор
определяет, как внесение во внутренний мир
порядка, “числа”, гармонии. Божественную
гармонию олицетворяла и семья Пифагора.
Р’
возрасте 60 лет Пифагор женился на своей
ученице Феано, девушке удивительной
красоты, покорившей сердце мудрого
философа своей чистой и пламенной любовью,
безграничной преданностью и верой. Феано
дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они
были верными последователями своего
Великого отца. Один из сыновей Пифагора
стал впоследствии учителем Рмпидокла Рё
посвятил его в тайны пифагорейского учения.
Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение
своих рукописей. После смерти отца и
распада союза Дано жила в величайшей
бедности, ей предлагали большие суммы за
манускрипты, но верная воле отца, она
отказалась отдать их в посторонние руки.
30 лет прожил Пифагор в Кротоне. За это время ему удалось осуществить то, что оставалось мечтою многих посвященных: он создал поверх политической власти мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству. Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века. Но ничто так на раздражает посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество великого ума. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось. Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов. |
|
Рсточники:
1.
БСР, РіР». редактор Р‘.Рђ.Введенский, второе
издание, С‚. 33. 2. Рнциклопедический словарь СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ библиографического института “Гранат” 3. Р.РЁСЋСЂРµ. Пер. СЃ франц. Р•.Писаревой. “Великие Посвящённые” Последнее обновление страницы 08.08.04 15:20:25 |