Пифагор Вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда.

Домой  Личности

Пифагор (VI век РґРѕ нашей СЌСЂС‹) 

 

 

 

Пифагордревнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Пифагор родился РЅР° острове Самос, РѕРґРЅРѕРј РёР· самых цветущих островов Ионии, РІ семье богатого ювелира. Ещё РґРѕ рождения РѕРЅ был посвящён СЃРІРѕРёРјРё родителями свету Аполлона. РћРЅ был очень красив Рё СЃ детства отличался разумом Рё справедливостью. РЎ юных лет Пифагор стремился проникнуть РІ тайны Вечной РџСЂРёСЂРѕРґС‹, постичь смысл Бытия. Знания, полученные РёРј РІ храмах Греции РЅРµ давали ответов РЅР° РІСЃРµ волнующие его РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Рё РѕРЅ отправился РІ поисках мудрости РІ Египет. Р’ течение 22 лет РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» обучение РІ храмах Мемфиса Рё получил посвящение высшей степени. Здесь же РѕРЅ глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, РёР· которой впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, РїРѕ приказу вторгшегося РІ Египет Камбиза, Пифагор вместе СЃ египетскими жрецами попадает РІ Вавилон, РіРґРµ РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ еще 12 лет. Здесь РѕРЅ имеет возможность изучить РјРЅРѕРіРёРµ религии Рё культы, проникнуть РІ мистерии древней магии наследников Зороастра. 

Приблизительно в 530 году Пифагор наконец возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона.

Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков Рё математиков. РЎ РёС… именем связаны РІ математике систематическое введение доказательств РІ геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения Рѕ РїРѕРґРѕР±РёРё, доказательство теоремы, носящей РёРјСЏ Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников Рё многогранников, Р° также учение Рѕ четных Рё нечетных, простых Рё составных, Рѕ фигурных Рё совершенных числах, арифметических, геометрических Рё гармонических пропорциях Рё средних. Р’ акустике пифагорейцам принадлежит открытие зависимости законов Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ гармонии РѕС‚ числового соотношения длин струн, издающих Р·РІСѓРєРё. Вполне определенно пифагорейцы признавали землю шаром Рё учили Рѕ вращении земли, так же как Рё РґСЂСѓРіРёС… светил РІРѕРєСЂСѓРі центрального РѕРіРЅСЏ, “алтаря вселенной, невидимого вследствие того, что между РЅРёРј Рё землей находится темное небесное тело. Позднее Сѓ Эфканта РјС‹ находим учение Рѕ вращении земли РІРѕРєСЂСѓРі РѕСЃРё, Р° Сѓ Аристарха Самосского (280 Рі. РґРѕ Р .РҐ.) вполне определенную гелиоцентрическую систему.  

 

Пифагор впервые ввел РІ употребление термин “философ”, РєРѕРіРґР° РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, кем РѕРЅ является, ответил: СЏ РЅРµ мудрец (sophos), СЏ любитель мудрости (philosophos), то есть философ. Основным РІ учении Пифагора является учение Рѕ числе, как сущности всего РјРёСЂР°. Многообразие физических явлений подчинятся закону, являющемуся единством, РєРѕСЃРјРѕСЃРѕРј (употребление этого названия приписывается Пифагору), С‚.Рµ. РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, Рё РѕСЃРЅРѕРІР° этого РїРѕСЂСЏРґРєР° - число. РќРµ арифметическое число, РЅРѕ число как метафизическая реальность, СЃРІСЏР·СЊ, закон РјРёСЂР°, РїРѕ отношению Рє которому арифметическое число есть лишь форма познания. РћСЃРЅРѕРІРѕР№ чисел является единица, воплощение единства Рё гармонии Вселенной. Бог, как нераздельная сущность имеет СЃРІРѕРёРј числом единицу. РЎ момента проявления Бог двойственен (материя Рё РґСѓС…, мужское Рё женское начало). Весь проявленный РјРёСЂ символизируется числом три: РёР±Рѕ как человек состоит РёР· тела, души Рё РґСѓС…Р°, так Рё Вселенная делится РЅР° три сферы: РјРёСЂ естественный, РјРёСЂ человеческий Рё РјРёСЂ божественный. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как мировая троичность сосредоточена РІ единстве Бога, так Рё человеческая сосредоточена РІ сознании Рё воле, образуя С‚.Рѕ. тетраду.  

 

Р’ каждом числе Пифагор определял тот или РёРЅРѕР№ принцип, закон, ту или РёРЅСѓСЋ активную силу. Противоположность между нечетными (высшими) Рё четными (низшими, порожденными РёР· высших путем удвоения) числами проявляется РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ РІ РІРёРґРµ СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… противоположностей: свет Рё тьма, безграничное Рё ограниченное, РґРѕР±СЂРѕРµ Рё злое, движущееся Рё покоящееся, мужское Рё женское Рё С‚.Рґ. Естественный РјРёСЂ реально построен РёР· чисел: тело ограничено плоскостями, плоскость - линиями, линия - точками. Точка - последний элемент Вселенной - тождественна единице. Рў.Рѕ. возникает соответствие между пространственным РјРёСЂРѕРј Рё числами: линия - “2”, плоскость - “3”, тело - “4”. Рљ числу сводится Рё РјРёСЂ РґСѓС…Р°: любовь Рё дружба отождествляются СЃ восьмеркой, справедливость - СЃ кратными числами. РћСЃРѕР±СѓСЋ важность Пифагор придавал числам “7” Рё “10”. Состоящая РёР· трех Рё четырех, семь означает соединения человека СЃ божеством. Число десять, образованное РёР· первых четырех чисел, заключающее РІ себе число семь, есть совершенное число, единица высшего РїРѕСЂСЏРґРєР°, РёР±Рѕ выражает СЃРѕР±РѕР№ РІСЃРµ начала Божества, сначала развивавшегося, Р° затем слившегося РІ РЅРѕРІРѕРј единстве. 

 

Учение Пифагора продолжает учение Орфея Рѕ бессмертии души, Рѕ перевоплощениях, Рѕ средствах спасения Рё очищения души, РїСЂРёРІРѕРґСЏ его РІ стройную научно-обоснованную систему. Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение РІРѕ внутренний РјРёСЂ РїРѕСЂСЏРґРєР°, “числа”, гармонии. Божественную гармонию олицетворяла Рё семья Пифагора.  

 

Р’ возрасте 60 лет Пифагор женился РЅР° своей ученице Феано, девушке удивительной красоты, покорившей сердце РјСѓРґСЂРѕРіРѕ философа своей чистой Рё пламенной любовью, безграничной преданностью Рё верой. Феано дала Пифагору РґРІСѓС… сыновей Рё дочь, РІСЃРµ РѕРЅРё были верными последователями своего Великого отца. РћРґРёРЅ РёР· сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла Рё посвятил его РІ тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение СЃРІРѕРёС… рукописей. После смерти отца Рё распада СЃРѕСЋР·Р° Дано жила РІ величайшей бедности, ей предлагали большие СЃСѓРјРјС‹ Р·Р° манускрипты, РЅРѕ верная воле отца, РѕРЅР° отказалась отдать РёС… РІ посторонние СЂСѓРєРё.  

 

30 лет прожил Пифагор РІ Кротоне. Р—Р° это время ему удалось осуществить то, что оставалось мечтою РјРЅРѕРіРёС… посвященных: РѕРЅ создал поверх политической власти РјСѓРґСЂСѓСЋ власть высшего знания, РїРѕРґРѕР±РЅСѓСЋ древнеегипетскому жречеству. Совет Трехсот, созданный Рё возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона Рё распространял СЃРІРѕРµ влияние РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ РіРѕСЂРѕРґР° Греции РІ течение четверти века. РќРѕ ничто так РЅР° раздражает посредственность, РЅРµ вызывает зависть Рё ненависть, как владычество великого СѓРјР°. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший РІ Сибарисе, явился началом гонения РЅР° пифагорейский СЃРѕСЋР·. РњРЅРѕРіРёРµ РёР· учеников погибли РїРѕРґ обломками пылающего здания школы, РґСЂСѓРіРёРµ погибли голодной смертью РІ храмах. Рћ времени Рё месте смерти самого Пифагора достоверных сведений РЅРµ сохранилось. Воспоминания Рѕ Великом Учителе Рё его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать РІ Грецию. РњС‹ находим его РІ “Золотых Стихах” Лизия, РІ комментариях Гераклита, РІ отрывках Филолая Рё Архита, Р° также РІ “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная РјРёСЂСѓ Пифагором РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ была забыта. РћРЅР° стала РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ метафизики Платона, возродилась РІ Александрийской школе, РІ трудах РјРЅРѕРіРёС… позднейших античных философов. 

Источники: 

1. БСЭ, гл. редактор Б.А.Введенский, второе издание, т. 33.

2. Энциклопедический словарь русского библиографического института “Гранат”

3. Р­.РЁСЋСЂРµ. Пер. СЃ франц. Р•.Писаревой.  “Великие Посвящённые”

Последнее обновление страницы   08.08.04 15:20:25

Домой  Личности

Hosted by uCoz