Алан Метисон Тьюринг (23 июня 1912, Лондон - 7 июня 1954, Уилмслоу, Великобритания) |
||
|
![]() Родился в семье колониального чиновника в
Индии. Будущие
родители Алана Тьюринга - Юлиус Мэтисон
Тьюринг и Этель Сара Стоуни познакомились и
обвенчались в Индии. Тьюринг служил в
английском колониальном ведомстве, а Этель
Сара была дочерью главного инженера
Мадрасских железных дорог. Это была
добропорядочная английская
аристократическая семья, принадлежавшая к
так называемому "высшему среднему классу"
и жившая в соответствии со строгими
традициями Империи. В семье Тьюрингов родилось двое детей. Младший сын, названный Аланом Мэтисоном, увидел свет 23 июня 1912 в лондонской лечебнице "Уоррингтон-Лодж". Биограф Тьюринга Эндрю Ходжес нашёл символичным то, что в этой лечебнице, позже переоборудованной в гостиницу и ставшей во время Второй мировой войны пристанищем многих беженцев из континентальной Европы, в 1938 остановился один из таких изгнанников с родины по имени Зигмунд Фрейд. Тьюринг, как и Фрейд, был выдающимся исследователем человеческого Разума, хотя и не снискавшим столь громкую славу. Юный
Алан Тьюринг ничего не делал на уроках, а в
свободное время - изучал "внеклассные"
науки. Пятнадцатилетним подростком он
самостоятельно изучал теорию
относительности: его дневниковые заметки
сделали бы и в наше время честь студенту-младшекурснику. Обстановка и стиль обучения в классической британской школе, воспитывающей добропорядочных и благонадежных подданных Империи, не располагали к дальнейшему росту подобных интересов, которые к тому же Тьюрингу было совсем не с кем разделить. Преподаваемые предметы оставляли его полностью равнодушным, он успевал еле-еле и в конце концов оказался перед реальной перспективой отказа в выдаче школьного аттестата, что в очередной раз привело его мать в ужас. В 1931 Тьюринг стал студентом Кингз-колледжа (King's College) в Кембридже - знаменитого на весь мир старинного английского университета. Кембриджский университет, обладавший особыми привилегиями, дарованными английскими монархами, издавна славился либеральными традициями, и в его стенах всегда царил дух свободомыслия. Здесь Тьюринг обретает - пожалуй, впервые - свой настоящий дом, где он смог полностью отдаться науке. Сейчас
главное место в жизни занимает увлечённое
изучение столь интересующих его наук -
математики и квантовой физики. Те годы были
периодом бурного становления квантовой
физики, и Тьюринг в студенческие годы
знакомится с самыми последними работами в
этой области. Большое впечатление
производит на него
книга
Дж. фон Неймана
"Математические основы квантовой
механики", в которой он находит ответы на
многие давно интересующие его вопросы.
Тогда Тьюринг, наверное, и не предполагал,
что через несколько лет фон Нейман
предложит ему место в Принстоне - одном из
самых известных университетов США. Ещё
позже фон Нейман, так же как и Тьюринг, будет
назван "отцом информатики"... Но тогда,
в начале 30-х годов, научные интересы обоих
будущих выдающихся учёных были далеки от
вычислительных машин - и Тьюринг, и фон
Нейман занимаются в основном задачами "чистой"
математики. (Отметим здесь математическую
работу Тьюринга "Эквивалентность левой и
правой почти-периодичности", вышедшую в
1935, в которой он упростил одну идею фон
Неймана в теории непрерывных
групп -
фундаментальной области современной
математики.) Тьюринг происходил из аристократической семьи, но никогда не был "эстетом": кембриджские политические и литературные кружки были чужды ему. Он предпочитал заниматься своей любимой математикой, а в свободное время - ставить химические опыты, решать шахматные головоломки, играть в го (эта восточная игра тогда была еще в диковинку). Он находил отдых в интенсивных занятиях спортом - греблей и бегом (марафонский бег останется его поистине страстным увлечением до конца жизни). Друзей
у него было совсем не много. Высокомерных
студентов-аристократов отталкивали его
несколько беспорядочный стиль одежды,
эксцентричные прически и манера говорить
резким скрипучим голосом (к тому же он
иногда сильно заикался) — Тьюринг, как
обычно, не вписывался в "положенные"
рамки общественных норм поведения. Студенты
Кембриджа шептались о том, что Тьюринг
никогда не пользуется сигналами точного
времени по радио, а подстраивает будильник,
глядя по ночам на звезды и производя только
ему одному известные вычисления (по радио
же он слушает исключительно детские
передачи). Ставя химические опыты, он играл
в особую игру "Необитаемый остров",
изобретенную им самим. Цель игры
заключалась в том, чтобы получать различные
"полезные" химические вещества из "подручных
средств" — стирального порошка, средства
для мытья посуды, чернил и тому подобной "домашней
химии"... Тьюринг
блестяще заканчивает четырёхлетний курс
обучения. Одна из его работ, посвященная
теории вероятностей, удостаивается
специальной премии, его избирают в научное
общество Кингз-колледжа - fellowship
(нечто среднее между аспирантурой и
преподавательским корпусом). Казалось, его
ждет успешная карьера слегка
эксцентричного кембриджского дона,
работающего в области "чистой"
математики (don
-
так в Кембридже и Оксфорде по традиции
называют преподавателей). Однако
Тьюринг никогда не удерживался в каких-либо
"рамках"... Никто не мог предвидеть,
какая экзотическая проблема неожиданно
увлечет его и какой математически
неординарный способ ее решения ему удастся
придумать. В
1935-1936 гг. Тьюринг создаёт теорию, которая
навсегда впишет его имя в науку. Изложение
этой теории - теории "логических
вычисляющих машин" - позже войдёт во все
учебники по логике, основаниям математики и
теории вычислений. "Машины Тьюринга"
станут обязательной частью учебных
программ для будущих математиков и "компьютерщиков". Непосредственным его учителем, а впоследствии коллегой был математик (тополог) М.Х.А.Ньюмен (1897-1984); Тьюринг слушал его курс по основаниям математики в 1935. В том же году Тьюринг получил стипендию Кингз-колледжа для работы над диссертацией. В 1936-1938 - в Принстонском университете в США, где его научным руковдителем был американский логик А.Чёрч (1903-1995). После получения докторской степени вернулся в Кембридж, где получил стипендию Кингз-колледжа для занятий логикой и теорией чисел, посещая одновременно семинары Л.Витгенштейна по философии математики. В это же время началось его конфиденциальное сотрудничество с правительственной Школой кодов и шифров (Government Code and Cypher School) в Блечли-Парке, где он ещё до войны участвовал в работах по раскрытию немецких шифров. После начала Второй мировой войны Тьюринг полностью перешел на работу в Блечли-Парк. Используя более ранние польские наработки, совместно с У.Уэлчманом раскрыл шифры германских ВВС, создав дешифровочную машину «Бомба», а к концу 1939 самостятельно взломал гораздо более сложный шифр, использовавшийся в шифровальных машинах «Энигма», которыми были оснащены германские подводные лодки. После первого успеха противостояние с «Энигмой» продолжалось еще несколько лет, но начиная с весны 1943 весь информационный обмен германских ВМС легко расшифровывался союзниками, к этому времени уже использовавшими электронную технику. Тьюринг занимался также разработкой шифров для переписки Черчилля и Рузвельта, проведя период с ноября 1942 по март 1943 в США. Был удостоен звания кавалера Ордена Британской империи 4-й степени. Несмотря на выдающиеся заслуги перед британской короной, после войны он провёл несколько лет в психологической клинике для извращенцев. Выйдя оттуда он увлёкся тем, что называл "игрой в необитаемый остров". Используя имеющиеся под руками средства, он получал всё более и более редкие химические вещества. Через год такой странной игры он получил на своей кухне цианистый калий и покончил с собой, приняв его. За относительно недолгую жизнь Тьюрингом были получены научные результаты, значение которых далеко выходит за рамки чистой математики. В самом конце 1936
учёный опубликовал работу "О вычислимых числах", с приложением к проблеме разрешимости (On the Computable Numbers, with an Application to the Entscheidungsproblem), в которой показал невозможность существования формальной, чисто механической процедуры, которая позволяла бы решать, выводимо ли данное высказывание из некоторого набора математических аксиом. Независимо от Тьюринга и чуть раньше него аналогичный результат был получен А.Чёрчем. Этот результат, известный как тезис Чёрча - Тьюринга, имел фундаментальное значение: Тьюринг и Чёрч вместе с К.Гёделем похоронили надежды Д.Гильберта и его последователей, полагавших, что математику как самую формализованную часть человеческого знания можно представить в виде набора аксиом и теорем. |
![]() |
Источники:
Последнее обновление страницы 29.10.04 21:52:12 |