Томас Уотсон (17 февраля 1874, Нью-Йорк - 19 июня 1956) |
||
|
Cоздатель IBM: одной из самых прибыльных компаний мира. Он был настойчивым коммерсантом, харизматическим лидером и властным руководителем, который внедрил ряд управленческих нововведений и создал особую корпоративную культуру, которая стала своего рода эталоном для фирм в конце XX века. Краткие биографические сведения Т. Уотсон оставил неизгладимый след в фольклоре и легендах компьютерной индустрии. Его нередко изображали как расчётливого и умелого бизнесмена, внесшего значительный личный вклад в создание отрасли и формирование её структуры, а также придание ей некоторых малопривлекательных черт, обусловленных корпоративной мощью и рыночным влиянием IBM. На протяжении всей своей истории IBM подвергалась острой критике за свою политику ценообразования, монополизацию ключевых рынков и ограничение свободы торговли. Официальные лица Министерства юстиции США, ответственные за соблюдение антимонопольного законодательства, особенно решительно преследовали компанию за нарушения Закона о конкуренции, которые сдерживали использование инновационного потенциала малых частных фирм и ограничивали рыночный выбор потребителей. Затяжные судебные баталии по искам о нарушении антимонопольного законодательства инициировались в 1932, 1952 и 1969 гг. (последний иск был отозван по рекомендации администрации Р. Рейгана в 1982). Сам Т. Уотсон перешёл в Computing, Tabulating and Recording (CTR) в то время, когда против него наряду с другими руководителями компании NCR было возбуждено дело о нарушении Антитрестовского закона Шермана. Первоначальный приговор о штрафе в $5000 и лишении свободы на один год был
отменён в марте 1915 в результате рассмотрения апелляции, поданной его адвокатами. Однако урок безусловно
пошёл Т, Уотсону на пользу, заставив его стремиться к созданию незапятнанного привлекательного имиджа IBM. Одна основанная на концепции роли «великого человека» в истории популярная гипотеза представляла Т. Уотсона визионером, выросшим в простой фермерской семье, но, тем не менее, сумевшим достичь должности руководителя промышленного гиганта и стать одним из самых просвещённых бизнесменов своего времени (Sobel, 1981). Приверженцы другой сходной точки зрения подчеркивали выдающиеся управленческие способности Т. Уотсона, его умение мотивировать работников к труду и его успехи в создании организации, чётко осознающей направление своего развития и обладающей особой корпоративной культурой, носившей скорее целенаправленный, чем реактивный характер. Т.Уотсон, по-видимому, осознавал необходимость наблюдения за попытками конкурентов диктовать условия рынка и минимизации их угроз для IBM за счёт активной реакции на текущие события. По мнению его критиков, взгляды Т.Уотсона представляли собой своего рода хартию монополизма, философию контроля над рынком, которая, в свою очередь, порождала дискриминационную практику, приведшую к созданию империи, безжалостно уничтожавшей своих конкурентов (DeLamarter, 1988). Тем не менее при всём понимании важности проблемы монополизма для IBM Т.Уотсон скорее связывал свой имидж не с образом нарушителя законов, а человека, воплотившего в себе американскую мечту. Успех ему обеспечили упорный труд и целеустремлённость, а также разумный маркетинг и превосходный менеджмент, осуществлявшиеся руководством производственных и сбытовых подразделений. Т. Уотсону благоприятствовали и внешние обстоятельства, так как рост IBM совпал по времени с периодом увеличения потребностей в обработке информации и использовании вычислительной техники. Существует также мнение о том, что Т, Уотсон был тем человеком, которому посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте, В последнее время руководители IBM были не столь удачливы, поскольку столкнулись с серьёзными моральными, технологическими и финансовыми проблемами. Несмотря на трудности, возникшие у компании в 1990-х гг., среди специалистов сохраняется устойчивый консенсус относительно необходимости изучения использовавшихся Т. Уотсоном в IBM методов менеджмента. Дискуссии ведутся скорее вокруг того, могут ли эти методы служить общей моделью или же являются примером проявления неограниченной корпоративной власти. Биографические данные Родился в семье потомков шотландских эмигрантов, являвшихся прихожанами методистской церкви.
После начала трудовой деятельности в качестве
коммивояжёра совершил стремительный карьерный
взлёт в компании " National Cash Register" (1895-1913). Т. Уотсон приобщился к бизнесу будучи подростком, занимаясь разъездной торговлей фортепьяно и швейными машинками. После нескольких трудных лет,
проведённых в путешествиях по американской глубинке, он получил должность продавца кассовых аппаратов в компании NCR. Здесь он быстро добился успеха и обратил на себя внимание главы фирмы Юджина Паттерсона, сделавшего Т. Уотсона своим помощником (1911). В период работы в NCR у Т. Уотсона сформировались многие из основных представлений, нашедших впоследствии
своё выражение в корпоративной культуре IBM. Фактически он заимствовал многие свои концепции непосредственно у Ю.Паттерсона; при этом его собственный вклад заключался скорее в том миссионерском рвении, с которым он занимался их переосмыслением и внедрением. Разнообразные методы продаж и
стратегии патерналистского использования человеческих ресурсов, которые позднее стали напрямую ассоциироваться с IBM, возникли на базе системы квотирования продаж, структуры комиссионных вознаграждений, специальных клубов компании NCR и евангелистских проповедей, которые Ю. Паттерсон использовал для мотивации своих торговых работников. Антипатия Т. Уотсона к антитрестовским законам также была обусловлена его
опытом работы в NCR и его первым конфликтом с властями в результате проведения агрессивной сбытовой политики, которую поощрял Ю. Паттерсон. Несмотря на восхищение личностью Ю.Паттерсона, Т. Уотсон был вынужден уйти из NCR, так как его босс видел в
нём угрозу подрыва единоличной власти. Имея за плечами приговор суда по делу о нарушении антитрестовского законодательства, Т. Уотсон поступил в CTR
- компанию, превратившуюся впоследствии в знаменитую IBM. В послевоенные годы развитие IBM определялось действиями трёх людей: самого Томаса Уотсона и двух его сыновей - Томаса и Артура (Дика). В 1949 в возрасте 75 лет Т.Уотсон-старший провёл разделение IBM на головную американскую компанию и её дочернюю фирму IBM World Trade. Во главе дочерней фирмы был поставлен Дик, а материнская компания вступила в компьютерный век под руководством Т.Уотсона-младшего. Младший Т. Уотсон был назначен главным исполнительным директором в мае 1956, незадолго до смерти отца, последовавшей 19 июня того же года в результате сердечного приступа. В течение последующих пятнадцати лет годовой валовой доход IBM вырос с $335 млн до $7 млрд, что позволило журналу «Fortune» в августовском номере за 1987 назвать Томаса Уотсона-младшего величайшим капиталистом в истории человечества. Томас Уотсон-младший оставил свой пост в 1971 после перенесённого приступа инфаркта. В 1979 президент США Дж. Картер назначил его послом в СССР. Томас Уотсон-младший скончался в 1994. Основной вклад Успех IBM во многом связывают с деятельностью семейства Уотсонов, управлявших ею без перерыва в течение почти шестидесяти лет. В выпускавшихся компанией брошюрах и в комментариях деловой прессы это семейство бизнесменов нередко представлялось как стремившееся к созданию прочной культуры совершенного
управления на основе приверженности основным ценностям и моделям поведения, разработанных Т.Уотсоном-старшим. Главная особенность IBM заключалась в
её социальной ответственности, основанной на признании своих моральных обязательств и осознании своей нравственной силы. Под этим обычно подразумевалось следование
трём основным принципам: уважение к каждому работнику, приверженность целям обслуживания клиентов и стремление к совершенству во всех выполняемых операциях. Эти принципы нашли
своё выражение в программах обеспечения пожизненной занятости и открытости коммуникаций, а также в девизах и лозунгах, которые задавали тон работе компании, по крайней мере в первые сорок лет
её существования. Легендарные обращения типа «Думай!» или «Твой лучший контролер
- ты сам», дополненные гимном компании и особыми методами работы с персоналом, активно способствовали возникновению у сотрудников чувства общности, почти что родственных обязательств по отношению друг к другу. Чистота культуры отношений рассматривалась в качестве основного условия для создания корпоративной приверженности и отождествления с фирмой. Неизменность программного обращения к другим компаниям была вновь подтверждена Т.Уотсоном-младшим в 1963
в книге «A Business and its Beliefs: The Ideas that Helped Build IBM» («Бизнес и его основные
постулаты: идеи, которые помогли создать IBM») автор доказывал, что альтернативы хорошим человеческим отношениям и
заключённой в них высокой морали не существует. По мнению этих авторов, успех IBM основан на философии
её харизматических лидеров, отца и сына Уотсонов. Они представляют нам простую и привлекательную модель успеха IBM, в основе который лежит превосходный менеджмент. Но эта точка зрения является в корне ошибочной. Успех IBM был обеспечен
её монопольной властью на рынке (DeLamarter, 1988: xvii). Оценка В 1990-х гг. в положении IBM произошли такие изменения, что попытки приписать ее достижения только превосходному менеджменту или монопольной власти стали казаться недостаточно обоснованными и в конечном итоге бесполезными. Подобный абсолютизм оценок стал отвлекать внимание от контекстуальных факторов и случайных обстоятельств, а также принижать значение осознанного социального действия при формулировке ответных реакций на внешние благоприятные возможности и ограничения. В феврале 1993, когда IBM объявила о рекордных за всю историю корпорации убытках в $5,3 млрд, стало ясно, что на рынке информационных технологий произошли серьезные изменения, а компания не смогла адекватно на них отреагировать. Вне зависимости от того, был ли менеджмент Уотсонов просвещенным или монополистическим, компания оказалась вне игры. Томас Уотсон-ст. утверждал, что успешная реакция на изменения внешних условий предполагает, что организация должна быть готова изменить в себе все, за исключением своих базовых убеждений. Специалисты, анализировавшие с учетом неспособности или нежелания руководства компании отказаться от принципов управления Т. Уотсона-ст. процесс упадка IBM в начале 1990-х гг. отмечали неизбежность подобного финала. Глава Microsoft Билл Гейтс предсказывал окончательный закат IBM в 2002 г. Пол Кэррол, автор книги «Big Blues» (1994), доказывал, что IBM никогда уже не будет господствовать в компьютерной индустрии. Хор славословий в адрес компании, возможно, и умолкнет, но никому не следует недооценивать способность IBM к возрождению и ее приверженность принципам Т. Уотсона-ст. Характерно, что уже в 1994 г, IBM заявила о получении умеренной прибыли. |
|
Источники:
Последнее обновление страницы 18.10.04 10:18:41 |