Маршалл Альфред

Домой  Личности

Альфред Маршалл (26 июля 1842, Лондон - 13 июля 1924, Кембридж)

 

 

 

английский экономист, основатель Кембриджской школы. По влиянию на развитие экономической теории XX века его можно сравнить с Вальрасом, а его книга «Принципы экономической науки» (Principles of Economics) является, пожалуй, единственной книгой по экономической теории XIX века, которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в начале XXI века.

Отец его, Уильям Маршалл, служил кассиром в Английском банке. Происходили они из клерикальной семьи, основанной в конце XVII века в Корнуолле. Альфред был праправнуком преподобного Уильяма Маршалла, полулегендарного, могучего сложения приходского священника в графстве Девоншир, прославившегося своей способностью руками гнуть подковы. Прадед Альфреда, преподобный Джон Маршалл, директор средней школы в Эксетере, был женат на Мэри Хоутри, дочери помощника настоятеля и каноника церкви в Эксетере и тётке ректора колледжа в Итоне. 

Отец Альфреда был человек суровый, весьма твёрдый и проницательный, воспитанный в духе строжайшей протестантской религии; присущий ему деспотический характер он сохранил до конца своей жизни, уйдя из неё на 92-м году. Ближайшим объектом деспотизма Уильяма Маршалла была его семья, а самой доступной жертвой - жена; но его деспотизм в теории распространялся на весь женский пол, причём старый джентльмен написал даже трактат под названием «Права мужчины и обязанности женщины».

Альфред Маршалл не смог полностью преодолеть влияние отцовского характера. Внушенное ему с детства деспотическое отношение к женскому полу боролось в нём с глубокой любовью и чувством восхищения, которые он испытывал к своей жене, а также с преданностью той среде, которая теснейшими узами связывала его с проблемами образования и освобождения женщин. 

В девятилетнем возрасте Альфреда Маршалла послали в школу Мерчанта Тейлора, для чего отец Альфреда, сославшись на его способности, испросил и получил у директора Английского банка 200 ф. ст. на плату за обучение. Своей любовью к сыну в сочетании с суровым обращением с ним Уильям Маршалл напоминал Джеймса Милля. Он заставлял мальчика вместе с ним выполнять школьные задания, часто на языке иврит, вплоть до 11 часов вечера. В результате отец довел сына до такого состояния переутомления, что, по словам Альфреда, жизнь ему спасла проживавшая близ Доулиша его тетка Луиза, у которой он проводил летние каникулы. Она предоставляла в его распоряжение лодку, ружье и пони, и к концу лета он возвращался домой загоревший и здоровый. Ю.Ч.Дермер, соученик Альфреда и староста класса в школе Мерчанта Тейлора, вспоминает, что Альфред был маленького роста, бледный, плохо одетый, выглядел переутомленным, у него было прозвище «свечка»; в мальчишеских играх участвовал мало, увлекался решением шахматных задач, был очень сдержан в установлении дружеских связей. 

Заняв в 1861 третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию и такое же стабильное материальное положение, каким пользовались стипендиаты Итона в Кинге-колледже или Уинчестера в Нью-колледже. Это уже был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива отнюдь не была главной целью жизни, она означала для него вечное порабощение древними языками. До конца дней у него сохранились неприятные воспоминания о тирании отца, заставлявшего его до глубокой ночи штудировать иврит и запрещавшего ему заниматься любимой математикой. Его отец не выносил одного вида книги по математике, но Альфред прятал в карман Евклидову математику Потта и читал ее по пути в школу и домой. Он прочитывал какое-нибудь правило, на ходу, а иногда останавливаясь, тщательно его обдумывал. Тот факт, что он уже в шестом классе школы Тейлора дошел по программе математики до дифференциального исчисления, выявил его подлинные склонности. Нет! Он не намеревался похоронить себя в Оксфорде среди мертвых языков; его манил Кембридж. 

И тут на сцене появился добрейший дядя Чарлз, дал ему взаймы немного денег (поскольку отец Альфреда был слишком беден, чтобы продолжать оказывать ему материальную помощь по истечении срока оксфордской стипендии), которые Альфред вскоре вернул, когда, получив степень, стал зарабатывать преподаванием, и которые - вместе с 40 ф. ст. в год, выделенных ему как победителю на показательных экзаменах в колледже Сент-Джон, - открыли ему двери в математику и в Кембридж. Четырнадцать лет спустя тот же дядя Чарлз оставил Альфреду наследство в 250 ф. ст., позволившее ему совершить поездку в США. 

В Кембридже, в колледже Сент-Джон, Альфред Маршалл реализовывал свои честолюбивые устремления. В 1865 он занял второе место на экзаменах по математике, тогда как первое место досталось лорду Рейли; его тут же зачислили в аспирантуру. Он собирался посвятить себя изучению молекулярной физики.

Когда Маршалл был на последнем курсе в Кембридже, предпочтение, которое он отдавал математике перед древними языками, отнюдь не мешало ему сохранять прежние религиозные верования, Он все еще думал о посвящении в сан и временами даже мечтал стать миссионером в дальних странах. «Миссионером» он остался навсегда, но после недолгой борьбы с самим собой он отбросил свои религиозные верования и превратился в то, что обычно называли агностиком. 

В 1875г. Маршалл четыре месяца провел в Соединенных Штатах. Он объездил весь восток страны, а затем побывал в Сан-Франциско. В Гарвардском и Иельском университетах он имел продолжительные беседы с учеными-экономистами и много встреч с видными гражданами. Но свою главную задачу он видел в «изучении проблемы протекционистской политики в «новой» стране». 

По возвращении в Англию он 17 ноября 1875 г. прочитал лекцию об американской промышленности в кембриджском Клубе этики, а затем, в 1878г., выступил в Бристоле с рядом лекций на тему «Экономические условия в Америке». Поездка в США произвела на него глубокое впечатление, оказавшее влияние на всю его дальнейшую работу. Он говорил, что... его там научили видеть вещи в их количественном соотношении и что ему удалось составить себе представление о грядущем превосходстве Соединенных Штатов, выявить его причины и прогнозировать формы, которые оно примет. 

Тем временем он помогал профессору Фоусету и Генри Сиджуику утверждать политическую экономию в качестве серьезно- го предмета исследования в Кембриджском университете. Двое из его первых учеников, Г.С.Фоксуэлл, а позже мой отец, Джон Невил Кейнс, сдавшие в 1875 экзамен на «отлично» по этике, также стали преподавателями политической экономии в университете. 

В 1876 состоялась помолвка Альфреда Маршалла с мисс Мэри Пэйли, правнучкой знаменитого архидиакона. Мисс Пэйли прежде была ученицей Альфреда, а затем читала курс лекций по «экономикс» в Ньюнхемском колледже. Свою первую книгу, «Экономика промышленности», опубликованную в 1879, он написал в соавторстве с Мэри; по существу, вначале это была не его, а ее книга, которую она начала писать по настоянию группы преподавателей вечернего факультета Кембриджского университета. Поженились Альфред и Мэри в 1877. На протяжении сорока семи лет их брачного союза он находился в полной зависимости от ее преданности ему. Она целиком посвятила ему свою жизнь с таким бескорыстием и пониманием, что друзья и старые ученики не могли думать о них отдельно. 

Брак, повлекший за собой потерю стипендии, означал необходимость на время покинуть Кембридж, и Маршалл занял пост главы университетского колледжа в Бристоле и одновременно профессора политической экономии. 

К 1877, когда ему было тридцать пять лет, он сформулировал в уме основы почти цельной новой науки, имевшей громадное значение для человечества; однако нарушение его здоровья и резкий упадок сил в последующие пять лет, когда он должен был бы выдать плоды своих исследований миру, отчасти подорвали его мужество, хотя и не решимость. 

В состав членов совета Университетского колледжа в Бристоле входили д-р Джоуэтт из Боллиолского колледжа и проф. Генри Смит, и оба они во время периодических приездов в Бристоль имели обыкновение останавливаться у Маршаллов. Джоуэтт всегда проявлял живой интерес к экономической науке. Будучи тьютором (руководителем группы студентов) в Боллиоле, он там читал курс лекций по политической экономии и продолжал до конца жизни давать индивидуальные консультации студентам-выпускникам по этому предмету. Вера Джоуэтта в Альфреда Маршалла сильно укрепилась в продолжительных вечерних беседах после заседаний совета Университетского колледжа, ив 1883, после преждевременной кончины Артура Тойнби, он предложил Маршаллу занять место Тойнби в совете Боллиолского колледжа и заменить его в качестве преподавателя политической экономии для группы кандидатов в чиновники правительственного аппарата Индии. 

Карьера Маршалла в Оксфорде была кратковременной, но успешной. Он привлекал способных учеников, а его публичные лекции посещало там гораздо больше заинтересованных студентов, чем в любой другой период его жизни. В ряде случаев он достойно участвовал в публичных дискуссиях с Генри Джорджем и другими, а в университете он занял видное место. Однако в ноябре 1884, умер Фоусетт, и в январе 1885 Маршалл вернулся в Кембридж в качестве профессора политической экономии. 

Всё ещё давая частные уроки по математике (1867), Маршалл перевел довольно много положений Рикардо на язык математики, причем он постарался сделать их более общими. Одновременно его внимание привлекли новые экономические концепции Рошера и других немецких экономистов, а также Маркса, Лассаля и других специалистов. Но, по его мнению, аналитические методы, применявшиеся экономистами-историками, не всегда оказывались достаточно строгими, чтобы оправдать их уверенность в том, что причины, которыми они объясняли экономические процессы, являются действительными причинами этих процессов. Он был убежден, что истолкование экономического прошлого почти столь же трудно, сколь и предвидение будущего. Кроме того, ему представлялось, что социалисты недооценивают трудности решения рассматриваемых ими проблем и делают слишком поспешные заключения о возможности путем уничтожения частной собственности избавиться от недостатков и пороков человеческой натуры... Он решил ближе ознакомиться с практическим бизнесом и с жизнью трудящихся классов. С одной стороны, он поставил себе целью изучить самые общие методы функционирования каждой из основных отраслей хозяйства, а с другой - установить контакты с лидерами профсоюзов, кооперативов и других групп трудящихся. Однако, понимая, что изучение практической жизни и труда людей не принесет конкретных результатов в течение многих лет, он решил заполнить это время написанием отдельной монографии или специального трактата о внешней торговле, так как основные факты относительно этой отрасли хозяйства можно почерпнуть из публикуемых документов. Он исходил из того, что это будет первая из серии монографий по отдельным экономическим проблемам, и надеялся впоследствии свести эти монографии в один общий труд такого же объема, как труд Милля. Он полагал, что лишь после написания этого большого труда, а не до того он сумеет написать краткую популярную книгу. Он всегда считал, что это наилучший распорядок работы, но силой обстоятельств его планы оказались нарушенными и почти опрокинутыми. Он действительно написал первый вариант монографии о внешней торговле, а в 1875 посетил главные центры индустрии в Америке с целью изучить проблему протекционистской политики в новой стране. Но эта работа была отложена в связи с его бракосочетанием, когда совместно с женой он писал краткий очерк «Экономика промышленности», по необходимости упрощенный для читателей из рабочей среды. Затем он заболел настолько серьезно, что на некоторое время явно был неспособен выполнять какую-либо напряженную работу. Позднее он счел, что силы уже позволят ему переработать свои графические иллюстрации экономических проблем. Хотя проф. Вальрас примерно в 1873 настаивал на том, чтобы он опубликовал их, Маршалл отказался это сделать, так как опасался, что в результате публикации их в отрыве от всего конкретного исследования реальной экономической обстановки они могут быть истолкованы как в гораздо большей мере отражающие действительные процессы, чем это на самом деле имеет место. Поэтому он начал с определения их необходимых ограничений и условий их применения, а в результате написал основное содержание Пятой книги «Принципов экономической науки». Отправляясь от этого ядра, Маршалл развернул свой труд предваряющими Пятую книгу и следующими за ней главами, пока он не принял ту форму, в какой был издан в 1890. 

Слава Маршалла как ведущего экономиста-теоретика долгое время основывалась на его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучительно долго (около двадцати лет) писал и готовил к печати свой главный труд «Принципы экономической науки» (1890). Именно в этой книге впервые термин «политическая экономия» аргументированно заменяется на термин экономика (хотя само слово употреблялось и ранее). Благодаря активной преподавательской деятельности и влиянию «Принципов» Маршалл доминировал в британской экономической науке с 1890-х до начала 1930-х годов.

По характеру Маршалл был не революционной, а синтезирующей фигурой. Он обладал редким талантом к систематизации и развитию концепций, выдвинутых экономистами прошлого и настоящего: Курно, Дюпюи, И. Г. Тюнена, Д. Рикардо. Очень многие из них вошли в экономическую теорию именно в его редакции. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотрительный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономической теории, но и в исследованиях реальной экономики и человеческого общества. Не случайно его любимым девизом и эпиграфом всех изданий «Принципов экономической науки» стало латинское изречение «Natura non facit saltum» (природа не делает скачков).

Маршалл действительно считал экономическую науку «орудием для открытия конкретной истины» и наукой о социальном усовершенствовании. Он активно участвовал в работе Королевских комиссий по вопросам труда и заработной платы, помощи бедным, налогообложения, таможенных пошлин, по валютным проблемам.

«Практицизм» Маршалла сказался также в его своеобразном подходе к применению математических методов в экономическом анализе. Как уже отмечалось, Маршалл был сильным математиком и в Кембридже для собственного удобства переводил идеи Рикардо и Джеймса Милля на язык уравнений и графиков. Однако при изложении своих собственных теорий он отводил математике весьма скромное место (в отличие от своих современников Вальраса и Джевонса, владевших математикой хуже него).

В «Принципах экономической науки» все знаменитые диаграммы Маршалла, которые ныне включены в каждый вводный курс микроэкономики, убраны в сноски, а алгебраические уравнения еще дальше - в математические приложения. Дело было не только в стремлении к простоте и доступности изложения: Маршалл видел опасность того, что чрезмерное увлечение математикой «может, по его словам, отвлечь наше внимание на рассмотрение интеллектуальных игрушек, мнимых проблем, не соответствующих условиям реальной жизни. Оно может исказить перспективу, побуждая нас пренебречь факторами, которые с трудом поддаются математическому аппарату». Маршалл видел в математике лишь строгий язык, с помощью которого можно точнее и нагляднее выразить мысль и отвергал математику как средство анализа.

Синтетизм Маршалла проявился и в том, что он попытался объединить в своей работе подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы. Подобно «классикам», он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения. Критикуя односторонность Джевонса, он интегрировал в свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте, что также было близко учению классиков. Не случайно именно к Маршаллу и его последователям стали охотно применять термин «неоклассики», подчеркивая преемственность их идей и теорий классической школы.

Хотя за долгую научную жизнь Маршаллом было опубликовано более 80 трудов, его основной вклад в экономическую теорию содержится в упомянутых выше «Принципах экономической науки», ставших «библией» экономистов первой половины XX века.
Смысловым центром его труда, ядром, вокруг которого сложилась его структура, является книга V: «Общие отношения спроса, предложения и ценности» (в русском переводе - стоимости). Именно в этой книге Маршалл дает основы абстрактного теоретического анализа рыночного равновесия.

Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепциями кривой спроса (demand curve), эластичности спроса (elasticity of demand) и потребительского излишка (consumer surplus).

Работы Маршалла оказали огромное влияние на его современников. Сама фигура Маршалла знаменует собой рубеж в развитии западной экономической мысли конца XIX - начала XX века. С одной стороны, его синтез оказался вершиной всего предшествующего развития неоклассического направления, начавшегося в 1870-х гг. прошлого столетия. И в то же время он стал основателем знаменитой Кембриджской школы, членами которой были А. Пигу, а также молодые Дж. Кейнс, Дж. Робинсон и другие, проложившие новые пути развития экономической мысли в XX век.

Источники: 
  1. Автономов В.С. Маршалл Альфред //  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  2. Кейнс Дж. М. Альфред Маршалл.// Библиотека Максима Мошкова

Последнее обновление страницы   20.10.04 09:36:51

Домой  Личности

Hosted by uCoz