|
Д.Р.Р. ТОЛКИЕН | ||||||
| Ссылки | ||||||
| Об авторе | Что нового | (Бес)толковый словарь | Разное | |||
|
Здесь размещены электронные варианты книг (в основном худ.лит.) | ||||||
Д.Р.Р. ТОЛКИЕНВластелин колец |
||||||
Лапитупы в старину водили дружбу с гномами и долго прожили в
предгорьях. На запад они стронулись рано и блуждали по Эриадору близ горы
Заверть, еще когда их сородичи и не думали покидать свое Глухоманье. Они
были самые нормальные, самые правильные хоббиты, и они дольше всех сохранили
обычай предков - рыть норы и подземные ходы.
Струсы давным-давно жили по берегам Великой Реки Андуин и там привыкли
к людям. На запад они потянулись за лапитупами, однако же свернули к югу
вдоль реки Бесноватой; многие из них расселились от переправы Тарбад до
Сирых Равнин; потом они опять немного подались на север.
Беляки - порода северная и самая малочисленная. Они, не в пример прочим
хоббитам, сблизились с эльфами: сказки и песни им были милее, нежели
ремесла, а охота любезнее земледелия. Они пересекли горы севернее Раздела и
спустились по левому берегу реки Буйной. В Эриадоре они вскоре смешались с
новооседлыми хоббитами иных пород и, будучи по натуре смелее и
предприимчивее прочих, то и дело волею судеб оказывались вожаками и
старейшинами струсов и лапитупов. Даже во времена Бильбо беляцкая порода
очень еще чувствовалась в главнейших семействах вроде Кролов и Правителей
Забрендии.
Между Мглистыми и Лунными горами хоббитам встретились и эльфы, и люди.
В ту пору еще жили здесь дунаданцы, царственные потомки тех, кто приплыл по
морю с Заокраинного Запада, но их становилось все меньше, и Северное
Княжество постепенно обращалось в руины. Пришельцев-хоббитов не обижали,
места хватало, и они быстро обжились на новых землях. Ко времени Бильбо от
первых хоббитских селений большей частью и следа не осталось, однако
важнейшее из них все-таки сохранилось; хоббиты попрежнему жили в Пригорье и
окрестном лесу Четбор, милях в сорока к востоку от Хоббитании.
В те же далекие времена они, должно быть, освоили и письменность - на
манер дунаданцев, которые когда-то давным-давно переняли ее у эльфов. Скоро
они перезабыли прежние наречия и стали говорить на всеобщем языке,
распространившемся повсюду - от Арнора до Гондора и на всем морском
побережье, от Золотистого Взморья до Голубых гор. Впрочем, кое-какие свои
древние слова хоббиты все же сохранили: названия месяцев, дней недели и,
разумеется, очень многие имена собственные.
Тут легенды наконец сменяет история, а несчетные века - отсчет лет. Ибо
в тысяча шестьсот первом году Третьей эпохи братья-беляки Марчо и Бланка
покинули Пригорье и, получив на то дозволение от великого князя в Форпосте
[Согласно летописям Гондора, это был Аргелеб Второй, двадцатый князь
северной династии, которая завершилась через триста лет княжением Арведуи],
пересекли бурную реку Барандуин во главе целого полчища хоббитов. Они прошли
по Большому Каменному мосту, выстроенному в лучшие времена Северного
Княжества, и распространились по заречным землям до Западного взгорья.
Требовалось от них всего-навсего, чтобы они чинили Большой мост, содержали в
порядке остальные мосты и дороги, препровождали княжеских гонцов и
признавали князя своим верховным владыкой.
Отсюда и берет начало Летосчисление Хоббитании (Л. X.), ибо год
перехода через Брендидуим (так изменили хоббиты название реки) стал для
Хоббитании Годом Первым, рубежом дальнейшего отсчета [Таким образом, год
Третьей эпохи в исчислениях эльфов и людей узнается путем прибавления 1600 к
хоббитской дате. - Примеч. авт.]. Западные хоббиты сразу же полюбили свой
новообретенный край, за его пределами не появлялись и вскоре снова исчезли
из истории людей и эльфов. Они хоть и считались княжескими подданными, но
делами их вершили свои вожаки, а в чужие дела они носа не совали. Когда
Форност ополчился на последнюю битву с ангмарским царем-колдуном, они будто
бы послали на помощь князю отряд лучников, но людские хроники этого не
подтверждают. В этой войне Северное Княжество сгинуло; с той поры хоббиты
стали считать себя полновластными хозяевами дарованной им земли и выбрали из
числа вожаков своего Хоббитана, как бы наместника бывшего князя. Добрую
тысячу лет войны обходили их стороной, и, пережив поветрие Черной Смерти в
37 г. (Л. X.), они плодились и множились, пока их не постигла Долгая Зима, а
за нею страшный голод. Многие тысячи погибли голодной смертью, но уже и Дни
Нужды (1158-1160) ко времени нашего рассказа канули в далекое прошлое, и
хоббиты снова привыкли к изобилию. Край их был богатый и щедрый, и хотя
достался им заброшенным, но прежде земля возделывалась на славу, и хозяйский
взор князя некогда радовали угодья и нивы, сады и виноградники.
С востока на запад, от Западного взгорья до Брендидуимского моста,
земли их простирались на сорок лиг и на пятьдесят - от северных топей до
южных болот. Все это стало называться Хоббитанией; в этом уютном закоулке
хоббиты наладили жизнь по-своему, не обращая внимания на всякие безобразия
за рубежами их земель, и привыкли считать, что покой и довольство -
обыденная судьба обитателей Средиземья, а иначе и быть не должно. Они забыли
или предали забвению то немногое, что знали о ратных трудах Стражей - давних
радетелей мира на северо-западе. Хоббиты состояли под их защитой и перестали
думать об этом.
Чего в хоббитах не было, так это воинственности, и между собой они не
враждовали никогда. В свое время им, конечно, пришлось, как водится в нашем
мире, постоять за себя, но при Бильбо это уже было незапамятное прошлое.
Отошла в область преданий и единственная битва в пределах Хоббитании: в
Зеленополье в 1147 г. (Л. X.), когда Брандобрас Крол наголову разгромил
вторгнувшихся орков. Климат и тот смягчился: былые зимние нашествия волков с
севера стали бабушкиными сказками. Так что если в Хоббитании и можно было
найти какое-нибудь оружие, то разве что по стенам, над каминами или среди
хлама, пылившегося в музее города Землеройска. Музей этот назывался Мусомный
Амбар, ибо всякая вещь, которую девать было некуда, а выбросить жалко,
называлась у хоббитов мусомом. Такого мусома в жилищах у них накапливалось
изрядно, и многие подарки, переходившие из рук в руки, были того же
свойства.
Однако сытая и спокойная жизнь почему-то вовсе не изнежила этих
малюток. Припугнуть, а тем более пришибить хоббита было совсем не просто;
может статься, они потому так и любили блага земные, что умели спокойно
обходиться без них, переносили беды, лишения, напасти и непогодь куда
тверже, чем можно было подумать, глядя на их упитанные животики и круглые
физиономии. Непривычные к драке, не признававшие охоты, они вовсе не
терялись перед опасностью и не совсем отвыкли от оружия. Зоркий глаз и
твердая рука делали их меткими лучниками. Если уж хоббит нагибался за
камнем, то всякий зверь знал, что надо удирать без оглядки.
По преданию, когда-то все хоббиты рыли себе норы; они и сейчас считают,
что под землей уютнее всего, но со временем им пришлось привыкать и к иным
жилищам. По правде сказать, во дни Бильбо по старинке жили только самые
богатые и самые бедные хоббиты. Бедняки ютились в грубых землянках, сущих
норах, без окон или с одним окошком; а тем, кто позажиточнее, из уважения к
древнему обычаю строили себе подземные хоромы. Не всякое место годилось для
рытья широких и разветвленных ходов (именовавшихся смиалами); и в низинах
хоббиты, размножившись, начали строить наземные дома. Даже в холмистых
областях и старых поселках, таких, как Норгорд или Кроли, да и в главном
городе Хоббитании, в Землеройске на Светлом нагорье, выросли деревянные,
кирпичные и каменные строения. Особенно они были сподручны мельникам,
кузнецам, канатчикам, тележникам и вообще мастеровым; ведь, даже еще живучи
в норах, хоббиты с древних пор строили сараи и мастерские.
Говорят, будто обычай строить фермы и амбары завели в Болотищах у
Брендидуима. Тамошние хоббиты, жители Восточного удела, были крупные и
большеногие и в сырую погоду носили томские башмаки. Но они, известное дело,
происходили от струсов: недаром у них почти у всех обрастали волосом
подбородки. Ни у лапитупов, ни у беляков никакой бороды не росло.
Действительно, на Болотище и на Заячьи Холмы к востоку от Брендидуима
хоббиты явились особняком, большей частью с юга: у них остались диковинные
имена, и слова они роняли такие, каких в Хоббитании никогда не слыхивали.
Вполне вероятно, что строить хоббиты научились у дунаданцев, как
научились многому другому. Но могли научиться и прямо у эльфов, у первых
наставников людей. Ведь даже Вышние эльфы тогда еще не покинули Средиземье и
жили в то время на западе, близ Серебристой Гавани, да и не только там, но
совсем неподалеку от Хоббитании. С незапамятного века виднелись на
Подбашенных горах за пограничными западными топями три эльфийские башни.
Далеко окрест сияли они в лунном свете. Самая высокая была дальше всех: она
одиноко высилась на зеленом кургане. Хоббиты из Западного удела говорили,
будто с вершины этой башни видно Море; но, насколько известно, на вершине
башни ни один хоббит не бывал. Вообще редкие хоббиты видели Море, мало кто
из них по Морю плавал и уж совсем никто об этом не рассказывал. Море морем,
а даже речонки и лодочки были хоббитам очень подозрительны, и тем более тем
из них, кто почему-либо умел плавать. Все реже и реже хоббиты заговаривали с
эльфами и стали их побаиваться, а заодно и тех, кто с ними якшался. И Море
сделалось для них страшным словом, напоминающим о смерти, и они отвратили
взгляды от западных холмов.
У кого бы они строить ни научились, у эльфов или у людей, но строили
хоббиты по-своему. Башен им не требовалось. А требовались длинные, низкие и
уютные строения. Самые старинные из них походили на выползшие из-под земли
смиалы, крытые сеном, соломой или торфяными пластами; стены их немного
пучились. Правда, так строили в Хоббитании только поначалу, а с тех пор все
изменилось и усовершенствовалось, отчасти благодаря гномам, отчасти
собственными стараниями. Главной особенностью хоббитских строений остались
круглые окна и даже круглые двери.
Дома и норы в Хоббитании рассчитывались на большую ногу, и обитали там
большие семьи. (Бильбо и Фродо Торбинсы - холостяки - составляли исключение,
как и во многом другом, например, в своих эльфийских пристрастиях.) Иногда,
подобно Кролам из Преогромных Смиалов или Брендизайкам из
Хоромин-у-Брендидуима, многие поколения родственников жили - не сказать,
чтобы мирно - в дедовских норах, то бишь наземных особняках. Кстати, хоббиты
- народ чрезвычайно семейственный, и уж с родством они считались крайне
старательно. Они вырисовывали длинные ветвистые родосло