Домой Личности Московские князья, русские цари и императоры
Филарет(Фёдор Никитич Романов)(ок. 1554 - 1(11) октября 1633, Москва) |
||
патриарх Московский и всея Руси (1608-10,1619-33), отец царя Михаила Фёдоровича, боярин (1587). Предполагают,
что он родился от второго брака Никиты
Романовича, между 1554 и 1560. В детстве он
получил хорошее образование и научился
даже латинскому языку по собранию
латинских речений, написанных для него
славянскими буквами одним англичанином. Двоюродный
дядя царя Фёдора,
любознательный и начитанный, веселый и
приветливый, красивый и ловкий, соединявший
любовь к книгам с любовью к развлечениям и
нарядам, он играл в молодости видную роль,
пользуясь одинаковой популярностью и у
соотечественников, и у иностранцев. Он
женился на дочери бедного костромского
дворянина Ксении Ивановне Шестовой и имел
от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей
его пережил только сын Михаил, избранный на
царство. В 1586 Фёдор Никитич упоминается как
боярин и наместник нижегородский, в 1590
участвует в качестве дворового воеводы в
походе на Швецию, в 1593-94 состоит наместником
псковским и ведет переговоры с послом
императора Рудольфа Варкочем. В 1596 состоит
воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до
нас несколько местнических дел, касающихся
Фёдора Никитича и рисующих влиятельное
положение его среди московского боярства. По
смерти царя Фёдора народная молва называла
Фёдора Никитича ближайшим законным
преемником престола; в Москве ходили слухи,
что покойный царь перед смертью прямо
назначил его своим преемником. Борис
Годунов, сев на царство,
оправдывался перед ним ссылкой на народное
избрание и давал ему клятву держать его
главным советником в государственном
управлении. Были ли у самого Фёдора
Никитича планы на воцарение, неизвестно; в
коломенском дворце, однако, был найден его
портрет в царском одеянии, с подписью «Царь
Фёдор Микитич Романов». Как бы то ни было, он
подписался под избирательной грамотой
Бориса. В 1601, во время разгрома фамилии Романовых Борисом , Фёдор был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере, с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Филарета в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными притеснениями, жалуясь в тоже время в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С появлением в 1605 известий о движениях Лжедмитрия I в настроении Филарета была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 Лжедмитрий возвел Филарета. в сан ростовского митрополита. Кажется, Филарет редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор большею частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет ездил в Углич открывать мощи царевича Дмитрия . В 1609 Ростов подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом в соборе, был схвачен и, после различных поруганий, с бесчестием отправлен в Тушино. Однако, Лжедмитрий II, по мнимому своему родству с Филаретом, назначил его патриархом всея Руси. В качестве наречённого патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королём о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский, в марте 1610, сжёг Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собою и Филарета. Только по разбитии этого отряда русским войском Филарет получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Филарет, по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с князем Голицыным в посольство к Сигизмунду, для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Филарет пробыл в плену у поляков до 1619, проживая в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Фёдоровича был предрешён вопрос об избрании Филарета в патриархи. Еще до возвращения Филарета из плена он именовался в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619, на реке Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Филарет был обменен на польского полковника Струся. 14 июня Филарет въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Филарету сан патриарха, и 24 июня Филарет был посвящен. С саном патриарха Филарет совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя патриарх показал себя крутым, властолюбивым и «опальчивым». Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 года он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил дипломатическими сношениями и, между прочим, составил «тайнопись», т. е. шифр для дипломатических бумаг. Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против князя Хворостинина, в распоряжениях о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов (кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия Филарет, за отсутствием богословского образования, переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в 1620 на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митрополита Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Филарет. установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там православными. В 1627 по приказанию Филарета сожжено «Учительное евангелие» Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе в сущности ничего еретического, и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильёй и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Филарет уделял много внимания. В самом начале своего правления Филарет, по представлению патриарха иерусалимского Феофана, возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в молитве на Богоявление. Собор, в присутствии Филарета, Феофана и государя, оправдал справщиков, и по получении разъяснительных грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 Филарет возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение («правильню») для работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московская типография при Филарете выпустила много изданий - все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые издания были свидетельствованы самим Филаретом. При печатании обращалось много внимания на исправление текста, для чего Филарет привлёк к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях - и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно. В 1622 Ф. издал «Сказание действенных чинов св. соборные церкви Успения св. Богородицы», т. е. устав для отправления праздничных богослужений церковных торжеств, а также «Поучение великого господина на поставление митрополитам, архиепископам и епископам»; ему же приписывают «Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам» и «Поучение игуменьям». Ф. заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греко-латинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Филаретом в Москве для перевода книг и для устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность Филарета в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625, которою уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью облекается при Филарете в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы: 1 ) судный или разряд - для судебных дел, 2) приказ церковных дел - по делам церковного благочиния, 3) казенный - ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый - заведовавший хозяйством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший боярин, с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Филарета не ограничивалась одною патриаршею областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В 1620 открыта новая тобольская епархия. При Филарете состоялась канонизация двух святых - Макария Унженского (1619) и Авраамия, епископа чухломского и галицкого (1621), а также присылка в 1625 персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Филарете возобновились прерванный в эпоху смуты сношения Москвы с греческою и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Филарет скончался 1 октября 1633, имея около 80 лет от роду. |
||
Источник:
|