Домой  Личности

Фридрих Энгельс (28 ноября 1820, Бармен, Пруссия (ныне Вупперталь, Германия) - 5 августа 1895, Лондон)

 

 

 

Фридрих Энгельс мыслитель и общественно-политический деятель, основоположник марксизма (наряду с Карлом Марксом).

Жизнь и труды

Родился в семье богатого текстильного фабриканта. Отец отличался консерватизмом, в семье царила строгая пиетистская атмосфера. Большое влияние на мальчика оказала мать, образованная и любившая искусство женщина, которую он глубоко почитал. Учился в городской школе, затем (с 1834) в гимназии. В 1837 вопреки своему желанию мечтающий об университете Энгельс был направлен отцом, стремящимся приобщить сына к коммерции, на работу в конторе. Одновременно приступил к разностороннему самообразованию. Увлекался пением, музыкой, сочинял стихи, писал литературно-критические статьи, рисовал карикатуры, занимался спортом - плаванием, верховой ездой, фехтованием (даже дрался на дуэли). 

Уже в юности всецело раскрылись такие черты его характера как вольнолюбие, жизнерадостность, оптимизм, склонность к юмору. Пережив краткое увлечение мистикой Якоба Беме и философией Ф. Шлейермахера, попал под влияние младогегельянства и философии Гегеля.

Отбыл воинскую повинность в 1841-42 в Берлине (бомбардир в артиллерийской бригаде), одновременно посещая лекции в Берлинском университете; курс Ф. Шеллинга побудил Энгельса к написанию серии критических статей. Сотрудничал в «Рейнской газете». 

В 1842-44 - служащий манчестерского филиала фирмы «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой был его отец. Изучение социально-экономических отношений передовой капиталистической страны, условий труда и быта рабочих привело Энгельса к написанию книги «Положение рабочего класса в Англии» (1845), сформулировавшей идеи антагонизма пролетариата и буржуазии и неизбежности социалистической революции.

Встреча с К. Марксом в августе 1844 в Париже (знакомство состоялось в 1842), выявившая совпадение их научных и политических взглядов, положила начало их дружбе и творческому союзу. Отныне их идейное развитие стало сопряженным и взаимозависимым. Первыми плодами этого союза были труд «Святое семейство, или Критика критической критики» (1845) и большая рукопись «Немецкая идеология» (1845-46, опубликована в 1932), причем оба произведения были в основном были написаны К. Марксом. В этих сочинениях были «сведены счеты» с младогегельянством, «истинным социализмом» и впервые в развернутой форме изложена концепция материалистического понимания истории.

Маркс и Энгельс участвовали в деятельности «Союза коммунистов», для которого ими был написан программный «Манифест Коммунистической партии» (1848). В 1848-49 в Кельне издавали «Новую Рейнскую газету», пропагандируя революционно-демократические и коммунистические взгляды. Энгельс принимал участие в боевых действиях на стороне революционных войск.

После поражения революции Энгельс и Маркс эмигрировали в Англию: Маркс жил в Лондоне, Энгельс - в 1849 в Лондоне, а с 1850 в Манчестере, где вновь стал конторским служащим. Для обеспечения себя и Маркса занимался коммерцией вплоть до 1869 (с 1864 в качестве совладельца фирмы «Эрмен и Энгельс»), что расценивал как «паршивейшую конторскую работу» и «каторгу». Другой формой поддержки, оказывавшейся им Марксу, было написание статей для газет (за 10 лет Энгельс для Маркса написал более 120). В свободное от коммерции время занимался наукой, вел общественно-политическую деятельность. С 1870 жил в Лондоне.

В 1864 Маркс и Энгельс учредили I Интернационал и вплоть до его роспуска в1876 принимали активное участие в руководстве его деятельностью, борясь против последователей Ф. Лассаля, Ж. Прудона и М. А. Бакунина. После смерти Маркса Энгельс занимался развитием марксистской доктрины и ее популяризацией. Одновременно был главным наставником и советчиком европейских социал-демократов, прежде всего, немецких.

Был женат на сестрах Мэри (умерла в 1863) и Лидии Бернс (умерла в 1878). Умер от рака пищевода. Согласно завещанию, прах Энгельса был предан морским водам близ его любимого мыса Истборн (Англия).

«Вторая скрипка»

На формирование взглядов Энгельса решающее воздействие оказали немецкая философия (прежде всего, Гегель и Л. Фейербах), английская политическая экономия (Смит, Д. Рикардо и др.), социалистические учения (Сен-Симон, Ш. Фурье, Роберт Оуэн и др.).
В разработке основных разделов марксизма - политической экономии капитализма, материалистического понимания истории и теории социализма - приоритет, безусловно, принадлежал Марксу, а Энгельс играл роль «второй скрипки». (Правда, еще на заре научной деятельности обоих на Маркса оказала заметное влияние статья Энгельса «Набросок к критике политической экономии» (1844), написанная для «Немецко-французского ежегодника»). Энгельс обладал более быстрым и живым, но менее глубоким и систематичным умом, чем Маркс, что и предопределило разность вклада каждого из них в общую теорию. Согласно характеристике Маркса, Энгельс «работоспособен в любое время дня и ночи», «пишет и соображает быстро как черт». Сочинения Энгельса, в отличие от строгих работ Маркса, нередко украшены живописными деталями, сатирическими выпадами по адресу оппонентов, тезисы часто подаются им в афористичной форме.

Для творческой деятельности обоих огромное значение имело совместное обсуждение научных и иных вопросов, рекомендации, советы и помощь друг другу. В частности, для автора «Капитала» были весьма важны практические знания и опыт Энгельса, касавшиеся коммерческой деятельности предприятий, ведения бухгалерского учета и т.д.
Между Марксом и Энгельсом начиная с 50-х установилось предметное разделение труда: Маркс разрабатывал преимущественно политэкономию и международную политику, Энгельс - философию, военное дело, занимался естествознанием, языкознанием и т. д. Но поскольку Маркс не успел завершить свой основной труд, Энгельс взял на себя подготовку рукописей второго и третьего томов «Капитала» к печати; они были изданы под его редакцией в 1885 и 1894. Огромные усилия, затраченные Энгельсом, дают определенные основания квалифицировать эти тома как результат труда двоих.

Развитию, популяризации и защите всех разделов марксистской теории были посвящены произведения Энгельса: «Анти-Дюринг» (1876-78, Марксом была написана глава по истории политэкономии), «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).; «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и т.д.

Много занимался совершенствованием материалистического понимания истории. Создал трудовую теорию антропосоциогенеза, изложенную в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) исследовал проблемы развития и разложения первобытного общества, в ходе чего поставил вопрос о возможности рассмотрения естественного воспроизводства (воспроизводства человека) как одного из двух (наряду со способом производства материальных благ) факторов, определявших эволюцию первобытной общины. Детально разработал концепции становления и происхождения семьи, классов и государства. В цикле «Писем об историческом материализме» (к И. Блоху, Фр. Мерингу, К. Шмидту и др.) предложил более гибкую интерпретацию социальной философии марксизма, рассмотрев активность и относительную самостоятельность «надстройки» по отношению к «базису».

Реализовал материалистический метод в исследованиях истории различных эпох и народов: «Крестьянская война в Германии» (1850), «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52), «К истории первоначального христианства» (1894-95) и в рукописях «История Ирландии» (1870), «К истории древних германцев», «Марка», «Франкский период» (все три - 1881-82) и т. д., в анализе проблем внутренней и внешней политики различных государств - «К жилищному вопросу» (1872-73), «Прусская водка в немецком рейхстаге» (1876), «Иностранная политика русского царизма» (1890), «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894) и т. д.

Военный теоретик

Энгельс систематически занимался историческими, теоретическими и техническими аспектами военного дела, что во многом было связано с предполагаемой им и Марксом близостью мировой пролетарской революции. Создал большой цикл статей, написанных в 1857-60 для «Новой Американской энциклопедии» («Армия», «Пехота», «Кавалерия», «Артиллерия», «Военно-морской флот», «Фортификация» и др.), работы «История винтовки» (1860-61), «Теория насилия» (три главы «Анти-Дюринга»), рукописи «Тактика пехоты и ее материальные основы. 1700-1870» (1877), «Роль насилия в истории» (1887-88) и т. д. Написал также множество статей, освещающих и анализирующих ход многих войн — Крымской 1853-1856, франко-итало-австрийской 1859, Гражданской войны в США 1861-1865, прусско-австрийской 1866, франко-прусской 1870 и др., революций и восстаний. Исследовал состояние военного дела и вооруженных сил в различных европейских странах, военный аспект международных отношений: «По и Рейн» (1859), «Савойя, Ницца и Рейн» (1860), «Французская легкая пехота» (1860), «Английская армия» (1864), «Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия» (1865),), «Может ли Европа разоружиться?» (1893) и др.

Энгельс разработал концепцию обусловленности военного сферы способом производства общества, что во многом проявляется в детерминированности ее развитием оружия и военной техники. Стратегия, тактика и оперативное искусство, другие аспекты военного дела определяются также обусловленными социально-экономическими отношениями формами общественного сознания — политикой, моралью, религией и т. д. Полагал, что войны, милитаризм, гонка воооружений, обостряя противоречия буржуазного общества и создавая массовые армии, ведущие к вооружению народа, формируют предпосылки для социалистической революции. Сформулировал взгляд на восстание как на специфическое военно-политическое искусство. Предсказал Первую мировую войну, которая, как он полагал, повлечет за собой разорение европейских стран, социальные перевороты в них, поражение Германии и возвышение США.

Теоретик естествознания

Стремился обобщить достижения современного ему естествознания и распространить диалектико-материалистический метод на познание природы. Основным результатом этих занятий была большая незавершенная рукопись «Диалектика природы» (написана в 1873-83, опубликована в 1925).

Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», а движение есть способ существования материи. Существуют пять форм ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Пространство и время являются формами существования материи. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражаются в законах (отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.

Критиковал естественные науки и естествоиспытателей за преимущественно позитивистскую ориентацию мышления с характерными для него господством эмпиризма и забвением теоретических и философских проблем. Резко возражал агностицизму во всех его проявлениях; разрабатывал диалектико-материалистическую методологическую альтернативу идеалистическим, спиритуалистическим, метафизическим и вульгарно-материалистическим парадигмам. Считал неизбежным трансформирование философии в науку о мышлении.

Лингвист

Владел 12 языками, читал на 20. Предметами его исследовательского интереса были не только основные современные европейские и мертвые языки, но и древнегерманские, скандинавские, кельтско-ирландские, шотландский, голландский, фризский, румынский, польский, болгарский, сербский, чешский, русский, персидский и др. Изучение живых и мертвых языков было для Энгельса необходимым подспорьем для его исследований по первобытной, древней и средневековой истории, а также для общения с учеными, единомышленниками и для руководства международным рабочим и социал-демократическим движением. Имел обыкновение, ведя корреспонденцию, писать на родном языке адресата.

Характеризовал русский язык как «один из самых сильных и самых богатых из живых языков». Был хорошо знаком с русской художественной и научной литературой, высоко ценя в особенности Пушкина, Чернышевского, Добролюбова (сопоставлял его с Лессингом и Дидро) и др. Сделал частичный (15 строф) перевод «Евгения Онегина» на немецкий язык.

Рассматривал язык как одну из сторон естественноисторической практики общества, полагал его находящимся в тесной связи с историей народа, литературой, культурой; считал язык обусловленным в конечном итоге развитием способа производства.

Источники: 
  1. Рахманов А.Б. Энгельс. //  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Последнее обновление страницы   06.06.04 20:34:47

Домой  Личности

Hosted by uCoz