Амулет

(от лат. amuletum) (апотропей, оберег)

Начало сайта

Для учёбы

Личности

 Почти серьёзно

Ссылки
Об авторе Что нового (бес)толковый словарь Разное
вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, напр, камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. В первый раз А. упоминается у Плиния и означает средство против яда.

Производят слово это —различно: по одному мнению оно происхождения лат. (от amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному— арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и выражающее то же понятие слово «талисман», от арабов. Древнейшие А. были у египтян, где они имели форму Скарабея . Ветхий завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все таки у евреев, как наследие язычества, встречаются А. в виде украшений и средств для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и зарывает, небольшие луны, которыми женщины обвешивают себя, как это еще теперь принято на востоке и т. д. Цицит же и Тефилим, т. е. кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к А., так как их назначение напоминать о заповедях Божьих. У греков симпатическое предохранительное средство называлось вообще филактерион и надевалось ребенку сейчас при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключались в футлярчики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклян. рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово icJuV, т. е. рыба заключает в себе начальные буквы греческих слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», принадлежат к чисто христианским символам. Суеверные волшебные средства были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иyдейско-каббалистического, напр., так называемые абраксас-амулеты Василидиянцев и других гностических сект 11-го века после Р. X., замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента, с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна, как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV в., Григорием II в 721 г. и при Карле В. в Туре. На Востоке А. еще теперь во всеобщем употреблении, очень часты в Италии, особенно против т. н. дурного глаза. Ср. Копп, «Palaeographia critica» (том 3 и 4, Мангейм, 1829); Евеле, «Ueber А.» (Майнц, 1827).

Источники:

1.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона(1890-1907)

 

Последние изменения на странице произошли 03-06-2004

Hosted by uCoz